• Совет предлагает внести поправки в МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов», чтобы указать, в каких случаях валюту можно считать обменной, и в каких случаях валюта не является обменной.
  • Если поправки будут доработаны, они также будут указывать, как организация определяет обменный курс, когда валюта не является обменной.
  • Предлагается, чтобы компания раскрывала информацию, которая позволяет пользователям ее финансовой отчетности оценить, как невозможность обмены валюты влияет, или предположительно повлияет, на ее финансовые результаты, финансовое положение и денежные потоки.
  • Проект поправок (ED) не предлагает дату вступления в силу, однако предлагает разрешить раннее применение. После принятия поправок, организация сможет применять поправки с начала годового отчетного периода, начиная с даты вступления в силу или после. Срок приема комментариев для ED заканчивается 1 сентября 2021 года.

См. также:

Проект поправок ED/2021/4 «Lack of Exchangeability»  (Невозможность обмена одной валюты на другую).

Исходная информация.

IAS 21, как правило, требует использования текущего (спотового) обменного курса, когда организация отчитывается об операциях в иностранной валюты или финансовых результатах и финансовом положении иностранной деятельности в своей финансовой отчетности.

IAS 21 определяет какой обменный курс следует использовать при представлении операций в иностранной валюте, когда одну валюту временно невозможно обменять на другую валюту. Однако стандарт не указывает, что должна делать организация, когда невозможность обмена валюты не является временной.

[См. параграф IAS 21:26]

Существуют различные взгляды на то, как определить, является ли валюта обменной, и какой обменный курс следует использовать, когда это не так. Это может привести к существенным различиям в финансовой отчетности организаций, на которые влияет невозможность обмена валюты.

Поэтому Совет предлагает добавить в МСФО (IAS) 21 требования о том, как организации должны оценивать, является ли валюта обменной, а также применимые требования к учету, когда валюта не является обменной.

Предлагаемые поправки.

Оценка возможности обмена валюты в другую валюту.

Совет предлагает поправки к IAS 21, чтобы уточнить, что валюта является обменной, когда организация способна обменять эту валюту на другую валюту.

Поправки добавят Приложение (Appendix) в  МСФО (IAS) 21, в котором будут изложены факторы, которые организация должна рассмотреть при оценке того, является ли валюта обменной. Приложение также определяет, как эти факторы влияют на оценку.

Приложение определяет следующее:

  • Валюта является обменной, даже если операция обмена влечет за собой нормальную административную задержку, например, из-за правовых или нормативных требований, применяемых к некоторым обменным операциям, или причины практического характера, такие как государственные праздники.
  • Валюта является обменной, если организация способна получить другую валюту независимо от своих намерений или решений об обмене валюты.
  • При оценке возможности обмена организация рассматривает только рынки или обменные механизмы, в которых операция обмена валюты в другую валюту создаст права и обязанности, исполняемые в принудительном порядке.
  • Органы власти юрисдикции могут установить льготный обменный курс для импорта товаров и «штрафной» обменный курс для денежных переводов в другие юрисдикции или разрешить обмен валюту только для оплаты импорта товаров, но не для денежных переводов в другие юрисдикции.

    В этом случае организация оценивает возможность обмена путем допущения того, что валюта обменивается с целью:
     
    • произвести расчеты в функциональной валюте организации по отдельным операциям в иностранной валюте, активам или обязательствам в иностранной валюте.
    • реализовать чистые активы организации для использования валюты представления в отчетности отличной от своей функциональной валюты учета.
    • реализовать чистые инвестиции организации в иностранную деятельность для пересчета финансовых результатов и финансового положения этой иностранной деятельности в функциональную валюту учета.
  • Валюта не является обменной, когда организация способна получить лишь незначительное количество другой валюты. Это оценивается путем сравнения суммы, которая может быть получена для указанной цели с общей суммой, необходимой для этой цели.

Совет рассмотрел различные альтернативы оценки того, является ли валюта обменной, когда организация способна получить только определенную сумму другой валюты.

Например, Совет рассмотрел возможность того, что валюта может считаться обменной, если организация может обменять любую сумму в другую валюту. Однако Совет решил, что эта альтернатива очень узкая и посчитал, что это приведет к допущению невозможности обмена только в самых крайних ситуациях.

Как крайнюю противоположность этому, Совет рассмотрел возможность того, следует ли считать валюту обменной только тогда, когда организация способна получить всю необходимую сумму другой валюты.

Эта альтернатива была также отклонена как слишком широкая, учитывая, что она приведет к допущению невозможности обмена во многих ситуациях.

Совет предлагает добавить в IAS 21 примеры, которые иллюстрируют, как организация оценивает возможность обмена одной валюты в другую валюту.

Определение валютного курса при невозможности обмена валюты.

ED предлагает указать, как организации должны определять обменный курс, когда валюта не является обменной на дату оценки. В этом случае организация оценивает текущий (спотовый) обменный курс.

Предполагаемый текущий обменный курс должен будет соответствовать следующим трем условиям на дату оценки курса:

  • Курс, по которому организация способна совершить обменную операцию, имеет валюту, которую можно обменять на другую валюту (т.е. валюта является обменной по отношению к другим валютам).
  • Курс применим к обычной сделке между участниками рынка.
  • Курс правдиво отражает преобладающие экономические условия.

Организация может использовать наблюдаемый обменный курс как оценочный текущий обменный курс, если он соответствует требованиям, указанным выше, и является:

  • текущим обменным курсом для целей, отличных от тех, для которых организация оценивает возможность обмена валюты; или
  • первым обменным курсом, по которому организация сможет выполнить обмен после того, как возможность обмена этой валюты восстановится (первый последующий обменный курс).

Предлагаемое приложение к МСФО (IAS) 21 предоставит более подробное руководство о том, как организации следует оценивать, соответствует ли оценочный обменный курс условиям, указанным выше.

В частности, чтобы оценить, может ли она использовать:


Текущий (спотовый) обменный курс, который доступен только для другой цели - организация будет учитывать следующие индикаторы:

  • Существование нескольких разных курсов обмена для валюты. Существование более одного наблюдаемого обменного курса может включать в себя «стимулирующие» или «штрафные» курсы и, возможно, это может неверно отражать преобладающие экономические условия.
  • Цель, для которой обменивается валюта. Если организация может получить другую валюту только для определенных ограниченных целей, наблюдаемый обменный курс может неверно отражать преобладающие экономические условия.
  • Характер обменного курса. Свободноплавающий наблюдаемый обменный курс, скорее всего, более верно отражает преобладающие экономические условия, чем наблюдаемый обменный курс, установленный посредством регулярного вмешательства соответствующих органов валютного регулирования юрисдикции.
  • Частота обновления обменных курсов. Если наблюдаемый обменный курс не изменяется в течение определенного периода времени, он с меньшей вероятностью отражает преобладающие экономические условия, чем наблюдаемый обменный курс, который обновляется чаще (то есть один или несколько раз в день).

Первый последующий обменный курс (первый же курс, по которому можно будет выполнить обмен) - организация будет рассматривать:

  • Временной промежуток между датой оценки и датой предполагаемого восстановления возможности обмена валюты. Чем короче этот период, тем более вероятно, что первый последующий обменный курс будет правдиво отражать преобладающие экономические условия
  • Уровень инфляции. Если валюта является валютой экономики, подверженной гиперинфляции или высокими темпам инфляции, первый последующий наблюдаемый обменный курс для валюты такой экономики может неверно отражать преобладающие экономические условия.

Совет рассмотрел, но решил отказаться от разрешения или требования использования смешанного обменного курса, когда организация способна получить только ограниченные суммы другой валюты.

Смешанный обменный курс был бы средневзвешенным средним обменным курсом, отражающим как курс, по которому организация может фактически получить другую валюту для части операции, так и оценочный обменный курс для оставшейся части операции.

Тем не менее, Совет решил, что определение смешанного обменного курса может быть сложным, и, учитывая требования, предложенные для оценки возможности обмена валюты в другую валюту, часть операции, используемая для фактического обмена по наблюдаемому курсу, будет незначительной, поскольку в противном случае валюта будет считаться обменной, и оценка не потребуется.

Совет предлагает добавить в МСФО (IAS) 21 примеры, иллюстрирующие, как организация определяет соответствующий обменный курс, когда валюта не является обменной.

Раскрытие информации.

Если поправки будут приняты, организации необходимо будет раскрывать информацию, которая позволила бы пользователям ее финансовой отчетности оценить, как невозможность обмена между двумя валютами влияет, или предположительно повлияет на ее финансовые показатели, финансовое положение и денежные потоки.

Для достижения этой цели организация раскрывает информацию о:

  • характере и финансовом влиянии невозможности обмена;
  • используемом текущем обменном курсе или курсах;
  • процессе оценки;
  • риске, которому подвергается организация.

Предлагаемое приложение к IAS 21 также содержит руководство о том, как организация должна удовлетворять целям раскрытия информации.

Первое применение поправок.

Совет предлагает, чтобы специальное освобождение от ретроспективного применения поправок не было бы необходимым при их первом применении.

Соответственно, предлагается лишь незначительное изменение в МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» для согласования формулировок в IFRS 1 с предлагаемыми поправками.

Дата вступления в силу, переходные положения и срок комментирования.

ED не включает в себя дату вступления в силу предложенных поправок к IAS 21. Предлагается разрешить раннее применение.

Если поправки будут доработаны и приняты, Совет предлагает, чтобы организации применяли поправки с начала годового отчетного периода, начиная с даты вступления в силу или после.

ED предлагает подробные переходные требования о том, как статьи отчета о финансовом положении пересчитываются в определенных обстоятельствах.

Срок приема комментариев к Проекту поправок (ED) заканчивается 1 сентября 2021 года.