Рассмотрим пример оценки акций телекоммуникационных компаний на основе ценовых мультипликаторов, - в рамках изучения инвестиций в фондовый рынок по программе CFA.
Компания Telefonica S.A. является мировым лидером в телекоммуникационном секторе и предоставляет коммуникационные, информационные и развлекательные продукты и услуги в Европе, Африке и Латинской Америке. Компания была открыта в 1924 году в Испании, но по состоянию на 2017 год более 75% ее бизнеса находился за пределами внутреннего рынка.
Компания Deutsche Telekom AG предоставляет сетевые услуги, услуги связи и услуги через фиксированные и мобильные сети. Более половины своей выручки компания получает за пределами своей страны, Германии.
Иллюстрация 8 содержит сопоставимые данные по этих двум компаниям за 2015-2017 годы.
Telefonica |
Deutsche Telekom |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
2017 |
2016 |
2015 |
2017 |
2016 |
2015 |
|
(1) Общие активы (€ млрд.) |
115.0 |
123.6 |
120.3 |
141.3 |
148.5 |
143.9 |
Рост активов |
-6.9% |
2.7% |
— |
-4.9% |
3.2% |
— |
(2) Чистая выручка (€ млрд.) |
52.0 |
52.0 |
54.9 |
77.3 |
75.2 |
71.3 |
Рост выручки |
0% |
-5.2% |
— |
2.8% |
5.5% |
— |
(3) Чистый денежный поток от операционной деятельности (€ млрд.) |
13.8 |
13.3 |
13.6 |
17.2 |
15.5 |
15.0 |
Рост денежного потока |
3.4% |
-2.0% |
— |
11.0% |
3.3% |
— |
(4) Балансовая стоимость обыкновенного акционерного капитала (€ млрд.) |
16.9 |
18.2 |
15.8 |
42.5 |
38.8 |
38.2 |
Коэффициент долга: |
85.3% |
85.3% |
86.9% |
70.0% |
73.9% |
73.5% |
(5) Чистая прибыль (€ млрд.) |
2.9 |
2.1 |
0.4 |
3.5 |
2.7 |
3.3 |
Рост прибыли |
38.1% |
425.0% |
— |
29.6% |
-18.2% |
— |
(6) Средневзвешенное количество акций в обращении (млн.) |
5,122.9 |
4,896.6 |
4,833.6 |
4,740.2 |
4,654.9 |
4,584.8 |
(7) Цена за акцию (€) |
7.93 |
9.52 |
9.13 |
13.42 |
16.21 |
15.44 |
Коэффициент цена / выручка (P / R): |
0.8 |
0.9 |
0.8 |
0.8 |
1.0 |
1.0 |
P/CF: (7) / [(3) / (6)] |
2.9 |
3.5 |
3.2 |
3.7 |
4.9 |
4.7 |
P/B: (7) / [(4) / (6)] |
2.4 |
2.6 |
2.8 |
1.5 |
1.9 |
1.9 |
P/E: (7) / [(5) / (6)] |
14.0 |
22.2 |
110.3 |
18.2 |
27.9 |
21.5 |
Источники: сайты компаний telefonica.es и deutschetelekom.com.
Анализ временных рядов всех ценовых мультипликаторов в Иллюстрации 8 предполагает, что в настоящее время обе компании привлекательно оценены. Например, коэффициент цена/выручка (P/R) Telefonica за 2017 год составляет 0.78, что ниже среднего значения за 2015-2017 годы, которое составляет примерно 0.83.
Коэффициент цена/денежный поток (P/CF) Deutsche Telekom равен 3.7, что ниже среднего значения этого коэффициента, равного 4.4.
Сравнительный анализ дает несколько смешанные результаты. Значения мультипликаторов P/R, P/CF, P/E за 2017 год выше у Deutsche Telekom, чем у Telefonica.
Этот результат предполагает, что Telefonica оценивается привлекательно по сравнению с Deutsche Telekom. Однако P/B Telefonica выше, чем у Deutsche Telekom.
Аналитик, изучающий эти противоречивые результаты, будет искать информацию, отсутствующую в Иллюстрации 8. Например, EBITDA Telefonica составила €16.4 млрд. в 2017 году. EBITDA Deutsche Telekom за 2017 год составила €20.7 млрд.
Коэффициент цена/EBITDA Telefonica за 2017 год составил: [(7.93 \(\times\) 5,123)/16,400] или [7.92/(16,400/5,123] = 2.5, тогда как значение этого коэффициента для Deutsche Telekom составило 3.1.
Таким образом, более высокий P/E для Deutsche Telekom нельзя объяснить более высокими расходами на амортизацию, процентными расходами и/или большей налоговой нагрузкой, но, по-видимому, он объясняется лучшим качеством прибыли.
В целом, основным преимуществом использования ценовых мультипликаторов является то, что они позволяют выполнять относительные сравнения, как при перекрестном анализе (по сравнению с рынком или другой сопоставимой компанией), так и при анализе временных рядов.
Этот подход может быть особенно выгодным для аналитиков, которые работают с конкретной отраслью или сектором, и которым необходимо определять наиболее перспективные акции в рамках этого сектора.
Ценовые мультипликаторы популярны у инвесторов, поскольку их легко рассчитать, и многие из них публикуются на финансовых сайтах.
При использовании ценовых мультипликаторов необходимо быть осторожным. Акции могут быть относительно недооцененными по сравнению с эталоном, но переоцененными по сравнению с их действительной стоимостью, определенной по одной из моделей приведенной стоимости.
Кроме того, различия в правилах подготовки отчетности между различными рынками и в выбранных методах бухгалтерского учета могут привести к выручке, доходам, балансовой стоимости и денежным потокам, которые сложно сопоставлять. Эти различия могут, в свою очередь, привести к мультипликаторам, которые сложно сопоставлять.
Наконец, мультипликаторы циклических компаний могут сильно зависеть от действующих экономических условий.