Если банки не осознают важность МСФО (IFRS) 9 до того, как он вступит в силу, они должны будут отреагировать на него позже и при этом рискуют потерять значительную часть своей стоимости.
В течение последних нескольких лет европейские банки готовились к внедрению Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 9, нового принципа бухгалтерского учета для финансовых инструментов, который вступает в силу в январе 2018 года. МСФО (IFRs) 9 изменит способ классификации и оценки финансовых обязательств банками путём введения новой модели ожидаемого кредитного убытка (ECL) и реформы учета хеджирования.
[см. также полный текст стандарта IFRS 9]
При подготовке к новому принципу банки посвятили большую часть своих усилий техническим и методологическим вопросам, в частности, каким образом включать перспективные макроэкономические сценарии в их существующие модели и процессы.
Хоть эта задача и существенна, банки рискуют упустить из виду стратегические последствия нового стандарта. Эти последствия будут столь значительными, что потребует от банков пересмотреть свои аппетиты к риску, стратегию портфеля и коммерческую политику, среди прочего. Поэтому новый стандарт можно считать ничем иным, чем безмолвной революцией.
Если банки не осознают важность МСФО (IFRS) 9 до того, как он вступит в силу, они должны будут отреагировать на него после вступления в силу и при этом рискуют потерять значительную часть своей стоимости.
Мы считаем, что перед банками стоит ряд стратегических задач и бизнес-задач, связанных с адаптацией к новой среде согласно МСФО (IFRS) 9.
Решение этих проблем потребует фундаментальных изменений в их бизнес-модели и затронет такие разнообразные области, как казначейство, ИТ, оптовая торговля, розничная торговля, глобальные рынки, бухгалтерский учет и управление рисками.
Банки, которые приступают к планированию этих изменений уже сейчас, будут иметь значительное преимущество перед теми, кто еще не рассмотрел все последствия применения МСФО (IFRS) 9 для своей деятельности и, в частности, влияние нововведения на систему банковского учета по МСФО.
Чтобы помочь банкам продвигаться вперед, мы определили стратегические действия по пяти направлениям: портфельная стратегия, коммерческая политика, управление кредитами, заключение сделки и управление персоналом.
МСФО (IFRS) 9 сделает некоторые продукты и бизнес-направления структурно менее прибыльными в зависимости от сектора экономики, продолжительности сделки, гарантий ее поддержки и рейтингов контрагента. Эти изменения означают, что банкам необходимо будет пересмотреть свою портфельную стратегию на гораздо более детальном уровне, чем сегодня.
Этот сдвиг в структурной рентабельности предполагает, что банки должны, по возможности, направлять свой коммерческий фокус на секторы, которые более устойчивы в течение экономического цикла. Это уменьшит вероятность переноса рисков с этапа 1 на этап 2 и, тем самым, снизит колебания в отчете о прибылях и убытках.
Клиентов с высоким уровнем риска следует оценивать с большей осторожностью, и банки могут ввести кредитные лимиты или другие меры, чтобы ограничить появление продуктов, таких как долгосрочные розничные ипотечные кредиты и более долгосрочные кредиты, в том числе в рамках проектов структурированного финансирования и проектного финансирования.
Банки могли бы также рассмотреть вопрос о разработке «специального актива» для адаптации бизнес-модели ECL к продуктам и секторам с повышенным риском перехода на этап 2.
Выпуская эти продукты для распространения среди сторонних институциональных инвесторов, банки могли уменьшить долю высокорисковых активов и избежать значительного увеличения резервов, которые они в противном случае должны были бы сделать при переходе на этап 2.
Для реализации такой стратегии потребуется разработать аналитическую платформу, которая может рассчитать рыночную цену по справедливой стоимости для каждого корпоративного займа и предоставить банкам возможность мгновенно воспользоваться возможностями для распределения активов на рынке.
МСФО (IFRS) 9 уменьшит рентабельность, особенно для среднесрочных и долгосрочных рисков, из-за потребления капитала, вызванного более высокими уровнями резервов для этапа 2. В частности, риски из-за клиентов с низким рейтингом и плохие гарантии под обеспечение потребуют более высокого потребления капитала из-за перевода таких активов на 2 этап.
В отношении кредитов, срок которых превышает десять лет, резервы на покрытие ожидаемых кредитных убытков в течение срока действия инструмента могут быть в 15-20 раз выше, чем на этапе 1, который подразумевает ожидаемые убытки в течение 12 месяцев.
Чтобы компенсировать это негативное влияние на прибыльность, банки могут корректировать свои коммерческие стратегии, внося изменения в ценообразование или характеристики продукта:
Согласно МСФО (IFRS) 9, влияние каждого кредита с момента его появления является важным источником волатильности прибылей и убытков, независимо от того, приведет ли в конечном итоге это воздействие к дефолту.
Поэтому банкам необходимо повысить эффективность мониторинга в своем портфеле и резко увеличить масштабы активного управления кредитами, чтобы предотвратить ухудшение кредитоспособности и сократить перемещение активов на этап 2. Для этого могут использоваться различные подходы, в том числе Система раннего предупреждения или Рейтинговая консультационная служба.
Перспективные системы раннего предупреждения позволяют банкам перехватывать позиции, подверженные риску перехода на этап 2. Эта система расширит сферу кредитного мониторинга и перенесет ответственность за него с кредитного отдела на коммерческую сеть.
«Значительное ухудшение» будет оцениваться применительно к конкретному финансовому инструменту, а не на уровне контрагента в соответствии с МСФО (IFRS) 9, поэтому практически каждый инструмент необходимо будет контролировать, чтобы предотвратить появление объективных признаков ухудшения долга, таких как просрочка на 30 дней.
Данные мониторинга и обеспечение того, чтобы информация о гарантиях была полной и своевременной, будут иметь жизненно важное значение для предотвращения дорогостоящих последствий перемещения на 2 этап.
Коммерческая сеть должна быть полностью вовлечена в структурированный процесс, посредством которого система управления рисками анализирует любой актив, подвергающийся риску перемещения, и определяет вероятную причину: например, ухудшение краткосрочной ликвидности должника или проблемы с качеством данных.
Алгоритм (или кредитный офицер) затем определяет возможные действия по исправлению и смягчению последствий, такие как создание краткосрочного механизма для решения проблемы с ликвидностью или обновление показателей баланса для улучшения качества данных.
Наконец, клиентский менеджер видит проблемную позицию и предлагаемые корректирующие действия в системе и оперативно связывается с клиентом для обсуждения необходимых стратегий.
Эти стратегии могут включать в себя оказание помощи клиенту в повышении его кредитного рейтинга с помощью деловых или технических мер, повышение уровня гарантий для уменьшения разервов на этапе 2, а также корректировка сроков и денежных потоков в структуре финансирования для рассматриваемых активов. Таким образом, долгосрочные сроки погашения используются только в случае необходимости.
Посредством рейтинговой консультационной службы банки могли бы консультировать клиентов по вопросам поддержания хорошего качества кредитов, предоставлять решения, которые помогут им получить лучшие условия при переходе на новые продукты, и уменьшить их ответственность за переход на этап 2.
Банки могли бы предложить платный сервис, используя инструмент оценки рейтинга, который позволяет кредитным сотрудникам и клиентским менеджерам рекомендовать клиентам способы улучшения их рейтинга или предотвращения его ухудшения. Такой инструмент должен будет включать:
Со временем банк мог бы создать библиотеку проверенных стратегий для различных клиентских ситуаций.
МСФО (IFRS) 9 заставит банки пересмотреть свой аппетит к кредитному риску, свою общую структуру аппетита к риску (RAF) и внедрить механизмы, препятствующие кредитованию в разрезе клиентов, секторов и сроков, которые выглядят слишком рискованными и дорогостоящими в свете нового стандарта.
Например, если банки считают, что глобальное финансирование проектов подвержено изменчивому циклическому поведению, они могут принять решение ограничить развитие этого направления.
Чтобы быстро и эффективно реагировать на любые возникающие проблемы, банки должны также скорректировать лимиты на финансирование проектов и пересмотреть свою кредитную стратегию для обеспечения того, чтобы их экспансия в этой области ограничивалось субсегментами, которые остаются привлекательными.
Они также должны создать основу для делегирования, чтобы их кредитные решения соответствовали общей стратегии этого класса активов.
Поскольку банки вынуждены предоставлять полноценные кредиты, которые могут мигрировать на этап 2, их коммерческая сеть должна будет взять на себя новые обязанности.
В частности, руководители клиентских отделов возьмут на себя центральную роль, став ответственными за мониторинг подверженных риску кредитов. Им придётся предложить смягчающие меры для предотвращения миграции на этап 2, как отмечалось выше.
Однако большинство менеджеров по взаимоотношениям с клиентами имеют опыт продаж и маркетинга, и хотя обычно они выдают кредиты, они не осуществляют активное управление ими после выдачи. Поэтому их необходимо будет обучить новым навыкам, таким как финансовая реструктуризация и управление капиталом, чтобы помочь им эффективно справляться с проблемными активами.
В дополнение к внедрению учебных программ для наращивания этих возможностей, банки должны пересмотреть свои системы стимулирования, чтобы гарантировать, что менеджеры по взаимоотношениям (МС) несут ответственность за любое ухудшение выданных кредитов в своем портфеле.
РМ следует оценивать и компенсировать с помощью соответствующего показателей доходности, скорректированных с учетом риска, таких как рентабельность, взвешенная с учетом риска активов; доходность скорректированная с учетом капитала или добавленную экономическую стоимость, с четкой отчетностью за то, насколько хорошо контролируется миграция кредитов на этап 2.
Большинство банков занимаются методологическими и техническими аспектами МСФО (IFRS) 9, но лишь немногие из них рассматривают воздействие последствий на бизнес в целом.
Чтобы предвидеть далеко идущие стратегические последствия, CEO, CRO и руководителям подразделений необходимо критически проанализировать существующие программы МСФО (IFRS) 9, используя перечень важных вопросов по каждой из пяти указанных областей.
Внедрение МСФО (IFRS) 9, по всей видимости, изменит поведение банков и изменит кредитный ландшафт для некоторых продуктов и сегментов, но может также привести к выходу на рынок небанковских компаний. В частности, банки должны внимательно следить за альтернативным сектором кредитования.
За последние пять лет доля микрокредитования частных лиц, эмитентов мини-облигаций, страховых компаний и т.п., выросла более чем на 20%. Эти новые конкуренты руководствуются менее жесткой нормативной базой и могут представлять растущую угрозу для банков, особенно если они не спешат реагировать на новые вызовы и затраты, связанные с МСФО (IFRS) 9.
Осталось мало времени для подготовки. Чтобы предвидеть последствия нового стандарта и контролировать, как они будут развиваться, банки должны реагировать быстро. Тихая революция МСФО (IFRS) 9 затронет все банки, независимо от того, подготовились они или нет. Усилия, предпринятые для изучения новых правил и принятия ответных мер, не будут потрачены впустую.