У производственных компаний обычно есть много тяжелого оборудования и машин, которые со временем требуют капитального ремонта. Рассмотрим, как правильно учитывать предстоящие расходы на капитальный ремонт в соответствии с МСФО (IAS) 37 и МСФО (IAS) 16.
Допустим, у производственной компании есть на балансе машины, которым требуются капитальные ремонтные работы через некоторое время - через 3 года или 5 лет.
В некоторых случаях компании необходимо заменить некоторые компоненты машин через несколько лет.
На момент покупки компании известно, что придется потратить некоторую сумму денежных средств, чтобы продолжить эксплуатацию машин в будущем.
Следует ли этой компании формировать резерв на капитальный ремонт и замену компонентов при покупке новых машин?
Короткий ответ - НЕТ, компания не должна формировать никаких резервов, потому что это неправильный подход.
Вместо этого вы должны сделать что-то еще.
Разберем эту ситуацию более детально.
Во-первых, обратимся к основным правилам признания резервов в соответствии с МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (см. параграф 14).
Вы должны признать этот резерв (т.е. оценочное обязательство в терминах IAS 37) только в том случае, если соблюдаются 3 критерия:
Наш пример легко удовлетворяет критериям 2 и 3, потому что расходы вероятны, и, возможно, вы можете оценить сумму этих расходов достаточно надежно.
Но в данном случае НЕТ каких-либо обязывающих событий в прошлом, не так ли?
Напомним определение обязывающего события (параграф 10):
Обязывающее событие – событие, создающее юридическое или обусловленное практикой обязательство, в результате которого у компании нет реалистичной альтернативы проведению расчетов по этому обязательству.
Задайте себе вопрос: можете ли вы избежать обязательства платить за некоторые будущие действия?
В этом случае, ДА, вы можете.
Почему?
Потому что у компании есть реалистичная альтернатива, - она может решить продать машину, вместо того, чтобы ремонтировать ее. Или отказаться от производства и утилизировать машину.
Конечно же, данные альтернативы скорее всего идут вразрез с текущими намерениями руководства компании, но дело в том, что здесь нет прошлого события, потому что вы не обязаны платить за будущий ремонт.
Если компания все же сформировала резерв в аналогичной ситуации, она должна сделать существенную корректировку в финансовых отчетах, чтобы удалить этот резерв, на основании того, что не было обязывающего события в прошлом.
В случае капитального ремонта вы должны:
Небольшая авиационная компания проводит капитальный ремонт самолета каждые 3 или 4 года. Предположим, что общая стоимость самолета составляет 1 000 д.е., а его полезный срок службы составляет 20 лет.
Через 4 года вам потребуется провести капитальный ремонт, который предположительно будет стоить 100 д.е.
Таким образом, вы просто признаете актив в соответствии с МСФО (IAS) 16 «Основные средства» как:
Дебет. Основные средства:
1 000 д.е.
Кредит. Расчеты с поставщиками:
1 000 д.е.
Далее, вы НЕ признаете резерв на капитальный ремонт в размере 100 д.е.
Вместо этого вы амортизируете отдельно 2 компонента стоимости самолета:
Таким образом, общий годовой размер амортизационных отчислений в предстоящие 4 года составляет:
25 + 45 = 70 д.е.
Через 4 года вам необходимо провести капитальный ремонт, и вы потратите 100 д.е.
Эта операция отразится в учете как:
Дебет. Основные средства - самолеты:
100 д.е.
Кредит. Расчеты с поставщиками:
100 д.е.
Опять же, вы обесцените стоимость ремонта в 100 д.е. в течение следующих 4 лет до следующего капитального ремонта.
Предположим, авиакомпания решила провести капитальный ремонт не через 4, а через 3 года.
Нет проблем.
В этом случае вам необходимо прекратить признание остаточной балансовой стоимости предыдущего капитального ремонта.
Через 3 года вы самортизируете 3 * 25 = 75 д.е., а остаточная балансовая стоимость предыдущего капитального ремонта составит 25 д.е.
Вы просто учитываете остаточную стоимость как:
Дебет. Прибыли и убытки:
25 д.е.
Кредит. Основные средства - самолеты:
25 д.е.
Здесь тот же принцип, что и с капитальным ремонтом.
Вы должны амортизировать стоимость ремонта как отдельный компонент актива с более коротким сроком полезного использования.
Стандарт МСФО (IAS) 16 иллюстрирует это примере самолете и его сидениях (параграф 13) - сиденья могут потребовать замены несколько раз в течение всего срока службы самолета, поэтому вам может потребоваться обесценить их отдельно.
Некоторые крупные активы, такие как воздушные суда, металлургические печи и тяжелая техника, могут иметь множество компонентов, требующих отдельной амортизации.
Причина в том, что многие компоненты одного и того же актива имеют разные сроки полезного использования.
Кроме того, когда вы приобретаете такой актив с отдельными компонентами, вам следует иначе капитализировать прямые затраты в стоимости актива.
Необходимо распределять прямые затраты на каждый компонент или, по крайней мере, на некоторые отдельные компоненты, и этот процесс требует тщательного рассмотрения и взвешенных суждений.
Например, когда вы покупаете машину за 10 000 д.е., а транспортные расходы составляют 1 000 д.е., общая стоимость актива составляет 11 000 д.е.
Представьте себе, что в машине есть отдельный компонент с более коротким сроком полезного использования, который стоит 2 000 д.е. Таким образом, вы не должны просто амортизировать эти 2 000 д.е. отдельно.
Вы должны распределить часть транспортных расходов на этот компонент.
Как?
Например, если, по вашему мнению, вес машины является ключевым фактором, влияющим на стоимость транспортировки, то распределяйте транспортные расходы пропорционально доле веса компонента в весе всей машины.
И, конечно же, вы можете использовать другой метод распределения для разных видов расходов.