Как правило, соотношение цена/прибыль (PE) любой компании является положительным, но в некоторых необычных случаях коэффициент PE отрицателен. Рассмотрим, что означает отрицательный показатель PE и как его интерпретировать.
Прежде чем рассматривать отрицательный коэффициент цена/прибыль, необходимо разобраться в самой концепции соотношения цены и прибыли или коэффициента Price/Earnings Ratio (PE).
В этом финансовом показателе выражается связь между ценой на акцию и суммой прибыли, относящейся к одной акции. Другими словами, показатель P/E говорит нам, сколько инвестор в обыкновенные акции платит за доллар прибыли.
Иногда для наглядности коэффициент P/E выражается в годах. Логически это означает, что PE показывает количество лет, которое потребуется для того, чтобы какая-либо компания заработала сумму денег, соответствующую цене за акцию.
Чтобы было проще понять коэффициент P/E, рассмотрим простой пример.
Пример 1 - Предположим, что цена акций компании ABC на открытом рынке составляет 100 долл., а прибыль за прошлый год составила 10 долл. за акцию.
Таким образом,
Коэффициент цена/прибыль =
цена за акцию / прибыль на акцию =
$100 / $10 = 10.
Это просто означает, что акция компании ABC продается по цене, в 10 раз превышающей прибыль от этой акции. Другими словами, компании ABC потребуется 10 лет, чтобы покрыть свою цену акций. Это дает нам представление о том, сколько рынок готов заплатить за прибыль компании.
Насколько легким выглядит расчет соотношения цена/прибыль, настолько же сложным является интерпретация этого финансового показателя. Это соотношение уникально в том смысле, что либо высокий, либо низкий коэффициент P/E может быть как положительным, так и отрицательным. Могут быть много возможностей, и вот некоторые из них:
Если мы сосредоточимся на формуле показателя PE, мы можем математически заключить, что отношение цена/прибыль может быть отрицательным либо потому, что цена за акцию отрицательная (т. е. числитель), либо потому, что прибыль на акцию отрицательная (т. е. знаменатель).
Как мы знаем, цена за акцию никогда не может быть отрицательной, поэтому мы можем заключить, что отношение PE может быть отрицательным только тогда, когда прибыль компании на акцию отрицательна.
Итак, отрицательное отношение PE является результатом отрицательной прибыли на акцию. Отрицательное PE означает, что компания теряет деньги, то есть то, что компания отчитывается об убытках.
Предположим, что у компании отрицательный коэффициент P/E, равный -5. Это означает, что если компания постоянно отчитывается об убытках, ей потребуется 5 лет, чтобы потерять свой акционерный капитал.
Считается, что отрицательное соотношение цена/прибыль является автоматическим сигналом тревоги, свидетельствующим о том, в котором компания испытывает финансовые затруднения или не может идти по пути роста. Но это не обязательно так, - компания может иметь отрицательный PE и по-прежнему успешно вести бизнес.
Могут быть различные причины, по которым показатель PE должно быть отрицательным. Вот некоторые из них:
Такие случаи являются вполне нормальным явлением в жизненном цикле компании, и отрицательный коэффициент P/E, связанный с ними, не должен вызывать беспокойство. При таком сценарии компания может отчитываться об отрицательном соотношении P/E и все еще находиться на пути роста.
Инвесторы и аналитики должны быть обеспокоены отрицательным PE, когда компания постоянно отчитывается об отрицательном соотношении P/E в течение более длительных периодов времени, например, 5 лет подряд. Это указывает на то, что компания испытывает финансовые проблемы.
Существует множество способов определить, является ли отрицательный показатель P/E конкретной компании негативным сигналом. Вот некоторые из этих методов:
Допустим, компания была основана в 1990 году, а с 1990 по 2015 год компания постоянно отчитывалась о соотношении P/E от 8 до 10, но с 2015 по 2018 год компания сообщила об отрицательном PE.
Означает ли это, что компания теряет рынок?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить подробности и определить причину этого отрицательного PE. Мы можем обнаружить, что это может быть связано с изменениями структурного управления внутри компании или агрессивной маркетинговой стратегией.
В Индии, компания Flipkart - это классический пример высокооцененной компании на рынке, с неизменно отрицательным соотношением отношением цена/прибыль. Это связано с тем, что Flipkart вливает большой объем денежных средств в увеличение доли рынка.
Отрицательное соотношение PE компании указывает на ее мрачное будущее, если об этом свидетельствует сравнение показателя компании с показателями ее конкурентов.
Предположим, что компания A является производителем напитков и сообщила об отрицательном PE равном -2 за финансовый год 2017-18. За тот же период компания Coca-Cola отчиталась о том, что ее коэффициент PE составляет 23,30, а Pepsico Inc - 32,72.
Теперь есть повод для большого беспокойства при анализе компании А, и аналитики должны разбираться в деталях, чтобы найти причину такой большой разницы.
Всегда легко прийти к негативному выводу, когда мы видим отрицательное соотношение P/E. Важно понимать, что значения финансовых показателей не должны восприниматься как ответы, а должны использоваться как вопросы. Аналитик должен попытаться найти ответы на вопросы, на которые указывают нарушения в коэффициентах.
Кроме того, неразумно полагаться только на одно соотношение при анализе финансового состояния любой компании. Каждый финансовый показатель отражает только одну сторону ситуации. Чтобы составить полную картину потенциальных инвестиций, нужно учитывать и другие показатели.
Хотя соотношение цены и прибыли может быть убедительным показателем ценности компании в совокупности с другими показателями, если рассматривать его изолированно, оно может ввести в заблуждение или дезинформировать.