Рассмотрим предложения, изложенные в предварительном проекте ED/2019/2 «Ежегодные Усовершенствования стандартов МСФО 2018-2020», опубликованном IASB в мае 2019 года.
В мае 2019 года IASB опубликовал предварительный проект ED/2019/2 «Ежегодные Усовершенствования стандартов МСФО 2018-2020» (далее ED) для общественного обсуждения.
ED предлагает поправки к следующим стандартам:
Процесс Ежегодных Усовершенствований дает IASB возможность вносить необходимые, но не срочные, поправки в стандарты МСФО, которые касаются непреднамеренных несоответствий или упущений. Публикация предложений в общем ED позволяет рационализировать процесс установления стандартов, с выгодой как для заинтересованных сторон, так и для IASB.
В ED за 2018-2020 гг. предлагаются следующие поправки к четырем стандартам МСФО:
Предложение заключается в том, чтобы распространить освобождение, предусмотренное параграфом IFRS 1:D16(a) на накопленные курсовые разницы в отчетности дочерней компании, которая впервые применяет МСФО позже, чем ее материнская компания.
Поправка позволит дочерней компании, ассоциированной организации или совместному предприятию оценивать накопленные курсовые разницы, используя суммы из отчетности материнской компании от даты перехода материнской компании к стандартам МСФО.
Параграф IFRS 1:D16(a) предоставляет дочерней компании, которая впервые применяет стандарты МСФО позже, чем ее материнская компания, освобождение, касающееся оценки ее активов и обязательств. В Основах для выводов к МСФО (IFRS) 1 поясняется, что это исключение было введено для того, чтобы дочерняя компания не была должна вести двойной учет на основе разных дат перехода на МСФО.
Применяя существующие требования IFRS 1, дочерние компании все еще должны вести двойной учет для накопленных курсовых разниц. Поправка упростит переход на МСФО для дочерних компаний, поскольку им больше не придется вести двойной учет.
IASB не распространяет предлагаемую поправку на другие компоненты капитала, так как обычно нет разницы между суммами, о которых отчитывается дочерняя компания и ее материнская компания, а также потому, что потенциальной разницы можно избежать, применяя или не применяя освобождения от других требований МСФО.
МСФО (IFRS) 9 требует от компании прекращения признания финансового обязательства и признания нового финансового обязательства в случае обмена между существующим заемщиком и кредитором долговыми инструментами с существенно отличающимися условиями (включая существенную модификацию условий имеющегося финансового обязательства или его части).
[см. параграф IFRS 9:3.3.2]
Условия существенно отличаются, если приведенная стоимость оставшихся денежных потоков в соответствии с новыми условиями отличается не менее чем на 10% от приведенной стоимости оставшихся денежных потоков по первоначальному финансовому обязательству (так называемый «10% тест», англ. '10 per cent' test).
[см. параграф IFRS 9:B3.3.6]
Предлагаемая поправка разъясняет, что при определении дисконтированной приведенной стоимости денежных потоков в соответствии с новыми условиями будет учитываться только то комиссионное вознаграждение, которые было уплачено или получено в рамках расчетов между заемщиком и кредитором, включая платежи от имени кого-либо из них.
Поправка будет применяться перспективно к модификациям условий и заменам долговых инструментов, которые происходят в дату или после даты перового применения данной поправки предприятием.
Предложение состоит в том, чтобы изменить Иллюстративный пример 13, сопровождающий МСФО (IFRS) 16, чтобы исключить из иллюстрации возмещение от арендодателя в связи с улучшением арендованного имущества.
Поправка устранит возможность возникновения путаницы в отношении стимулирующих платежей по аренде при применении IFRS 16.
Переходные требования не предлагаются, поскольку поправка затрагивает необязательные материалы, сопровождающие МСФО (IFRS) 16.
В 2008 году IASB отменил требование использовать ставку дисконтирования до налогообложения при оценке справедливой стоимости по МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство». После этой поправки организации смогли выбирать, использовать ли ставку дисконтирования до налогообложения или после налогообложения при оценке справедливой стоимости.
Тем не менее, МСФО (IAS) 41 по-прежнему требует от организаций использовать потоки денежных средств до налогообложения при оценке справедливой стоимости.
Чтобы разрешить этот конфликт, IASB предлагает отменить требование параграфа IFRS 41:22 об исключении организацией из расчета денежных потоков, связанных с налогообложением при оценке справедливой стоимости.
Это позволит согласовать оценку справедливой стоимости по МСФО (IAS) 41 с требованиями МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» и даст возможность составителям финансовой отчетности без ограничений определять, использовать ли им денежные потоки и ставки дисконтирования до или после налогообложения, для наиболее подходящей оценки справедливой стоимости.
Поправка будет применяться перспективно, т. е. для оценки справедливой стоимости в дату или после даты, на которую предприятие впервые применяет поправку.
Даты вступления в силу предложенных поправок, если они будут окончательно доработаны, будут определены после рассмотрения полученных комментариев.
Поправка к иллюстративным примерам МСФО 16 не будет иметь даты вступления в силу, потому что предлагаемая поправка затрагивает необязательные материалы, сопровождающие IFRS 16.
Предполагается, что досрочное применение будет разрешено для всех изменений (если они будут окончательно утверждены).
Период комментирования предварительного проекта ED/2019/2 заканчивается 20 августа 2019 года.