Публикация описывает предложения, включенные в Предварительный вариант поправок ED/2021/10 «Договора финансирования поставщиков» к МСФО (IAS) 7 и МСФО (IFRS) 7, опубликованные Советом по МСФО в ноябре 2021 года
В ноябре 2021 года Совет по МСФО (IASB) опубликовал Предварительный вариант поправок ED/2021/10 Supplier Finance Arrangements (Договора финансирования поставщиков) к МСФО (IAS) 7 и МСФО (IFRS) 7, предложения которого сводятся к следующему:
В декабре 2020 года Комитет по разъяснениям МСФО (Комитет IFRIC) опубликовал решение по вопросам повестки, касающимся договоров финансирования поставщиков, которое объясняет требования стандартов МСФО, применяемые к таким договорам.
Полученные комментарии по вопросам повестки предполагали, что информация, которую организация должна предоставлять об этой форме финансирования, не соответствует потребностям пользователей информации.
Совет рассмотрел эти комментарии и решил предложить поправки к IAS 7 «Отчет о движении денежных средств» и IFRS 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации».
Совет предлагает добавить в IAS 7 цель раскрытия информации, которая потребует от организаций представления информации, позволяющей пользователям финансовой отчетности оценить влияние этих договоров на обязательства и денежные потоки организации.
Поправки будут описывать договора финансирования поставщиков как договора, в рамках которых один или несколько поставщиков финансирования предлагают оплатить суммы, которая организация должна своим поставщикам (закупок), а организация соглашается заплатить поставщикам финансирования в ту же или более позднюю дату.
Эти договора предоставляют организации расширенные условия оплаты закупок, а поставщикам организации - более раннее получение оплаты по сравнению со сроком оплаты соответствующего инвойса (накладной).
Договора финансирования поставщиков часто упоминаяются как «supply chain finance» (финансирование цепочки поставок), «payables finance» (финансирование кредиторской задолженности) и договора обратного / реверсивного факторинга (reverse factoring arrangements).
Вместо того, чтобы попытаться разработать подробное определение договора финансирования поставщика, Совет решил описать этот договор таким образом, чтобы охватить все договора, которые обеспечивают организации финансирование ее задолженности перед поставщиками, аналогично договорам обратного факторинга.
См. также:
Как учитывать факторинг или продажу дебиторской задолженности по МСФО?
Вариации формы или названия договора не должны повлиять на применение требований к раскрытию информации.
Таким образом, все договора с характеристиками договоров финансирования поставщиков, описанными в ED, попадают под предлагаемые новые требования к раскрытию информации, независимо от того, где и как организация представляет и классифицирует соответствующие обязательства и денежные потоки в своих отчетах о финансовом положении и отчетах о движении денежных средств.
Чтобы достичь предлагаемую цель раскрытия информации, организация должна раскрыть:
Организация будет раскрывать дополнительную информацию о своих договорах финансирования поставщиков, необходимую для достижения предложенной цели раскрытия (например, дополнительную информацию о диапазоне сроков погашения, когда этот диапазон широкий).
Организации будет разрешено объединять информацию, предоставляемую для достижения предлагаемой цели раскрытия, по различным договорам только тогда, когда условия этих договоров аналогичны.
ED предлагает добавить договоры финансирования закупок в качестве примера договоров, которые будут отражаться в сверке изменения обязательств, обусловленных финансовой деятельностью, требуемой в соответствии с параграфом IAS 7:44A.
Соответственно, организация будет раскрывать изменения, не обусловленные денежными потоками, возникающие в результате договоров финансирования поставщиков в рамках этой сверки, например, когда будущие оттоки денежных средств будут классифицированы как денежные потоки от финансирования деятельности.
В соответствии с действующими требованиями МСФО (IFRS) 7, организация раскрывает описание того, как она управляет риском ликвидности, возникающим в результате финансовых обязательств.
[См. параграф IFRS 7:39]
Поправки уточняют, что договора финансирования поставщиков являются фактором, который организация может рассматривать при составлении этого раскрытия, особенно если эти договора предоставляют организации расширенные условия оплаты или предоставляют ее поставщикам условия раннего получения оплаты.
Совет предлагает добавить в Руководство по внедрению МСФО (IFRS) 7 положения о том, что концентрация риска ликвидности может возникнуть из договоров финансирования поставщиков, которые приводят к концентрации у одного поставщика финансирования части финансовых обязательств, первоначально приходившихся на нескольких поставщиков.
ED предлагает ретроспективное применение поправок в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».
Совет не предлагает дату вступления в силу. Дата вступления в силу будет определена после публикации предложений. Более раннее применение допускается.
Период приема комментариев к ED заканчивается 21 марта 2022 года.