В ноябре 2021 года Совет по МСФО (IASB) опубликовал Предварительный вариант поправок ED/2021/9 Non-current Liabilities with Covenants (Долгосрочные обязательства с долговыми ковенантами) к МСФО (IAS) 1, предложения которого сводятся к следующему:

  • Совет предлагает внести поправки в МСФО (IAS) 1, чтобы указать, что условия ковенантов, которые организация должна выполнять в течение двенадцати месяцев после отчетного периода, не влияют на классификацию соответствующего обязательства как краткосрочного или долгосрочного.
  • Организация должна представлять отдельно в своем отчете о финансовом положении долгосрочные обязательства, которые зависят от выполнения таких условий (ковенантов).
    Описание этих обязательств должно указывать на то, что эта долгосрочная классификация предполагает соблюдение ковенантов в течение двенадцати месяцев после отчетной даты.
  • Также в примечаниях к отчетности необходимо объяснять условия, которые организация должна соблюдать, были ли эти условия соблюдены на отчетную дату, а также то, собирается ли организация соблюдать условия (и как именно) после отчетного периода.
  • Поправки будут применяться ретроспективно (согласно IAS 8), а дата вступления в силу наступит не ранее 1 января 2024 года. Ранее применение допускается.
  • Комментарии к ED принимаются до 21 марта 2022 года.

Исходная информация.

МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» требует, чтобы при классификации обязательства как долгосрочного, организация имела право на конец отчетного периода отложить урегулирование обязательства в течение не менее двенадцати месяцев после отчетного периода.

В 2020 году Совет по МСФО (IASB) выпустил ​​поправки в IAS 1 под названием «Классификация обязательств как Краткосрочные и Долгосрочные». В этих поправках Совет указал, как организация оценивает то, имеет ли она право отложить урегулирование обязательства, когда это право зависит от соблюдения указанных условий (часто называемых «ковенантами») в течение двенадцати месяцев после отчетного периода.

С тех пор заинтересованные лица спрашивают у Совета, может ли организация классифицировать обязательство как долгосрочное, если она не соблюдает ковенанты на конец отчетного периода, даже если соблюдение этих ковенантов требуется только в течение двенадцати месяцев после отчетного периода.

Совет решил разобраться с этими проблемами заинтересованных лиц.

Предлагаемые поправки.

Предлагаемые поправки уточняют, что ковенант влияет на право организации отложить урегулирование обязательства в течение не менее двенадцати месяцев после отчетной даты (и, следовательно, это следует учитывать при классификации обязательства как краткосрочного или долгосрочного), если организация должна соблюдать ковенант до окончания отчетного периода.

Это также верно, если соблюдение ковенанта оценивается только после отчетной даты (например, факт соблюдения ковенанта, основанного на финансовом положении организации на отчетную дату, можно оценить только после отчетной даты).

Также предлагается указать, что на право отложить урегулирование не влияет то, что организация должна соблюдать ковенант в течение двенадцати месяцев после отчетного периода.

ED указывает, что когда организация классифицирует обязательства как долгосрочные обязательства с ковенантами, эти обязательства представляются отдельно в отчете о финансовом положении.

Отдельное представление должно включать описание, которое указывает на то, что представление обязательства как долгосрочного зависит от соблюдения ковенантов в течение двенадцати месяцев после отчетного периода.

Кроме того, организации может потребоваться раскрытие информации в примечаниях, которое позволит пользователям финансовой отчетности оценить риск возникновения обязанности погасить обязательство в течение двенадцати месяцев.

В частности, организация должна объяснить ковенанты, которые ей необходимо соблюдать, - были ли они соблюдены на конец отчетного периода, или организация рассчитывает на их соблюдение после окончания отчетного периода.

Наблюдение.

Два члена Совета не согласились с публикацией ED, поскольку они не согласны с предлагаемым отдельным представлением обязательств, которые классифицируются как долгосрочные обязательства, зависящие от соблюдения ковенантов.

По их мнению, отдельное представление противоречит подходу на основе принципов стандартов МСФО. Было бы достаточно определить эти обязательства посредством раскрытия их в примечаниях к отчетности, дополнив требования дезагрегации, уже включенные в IAS 1.

[См. параграф IAS 1:55]

Они также не согласны с раскрытием информации о том, рассчитывает ли организация на соблюдение ковенантов в течение двенадцати месяцев после отчетного периода. Это связано с тем, что от организации не следует требовать предоставления прогнозируемой информации по этому вопросу.

Пользователи финансовой отчетности должны быть способны оценить риск возникновения обязанности погасить обязательство в течение двенадцати месяцев без этого раскрытия, например, с использованием предоставленного объяснения ковенантов из текущей и прошлой отчетности, а также дополнительной экономической информации.

Кроме того, Совет предлагает указать, что организация не имеет права отложить урегулирование, если обязательство может стать подлежащим погашению в течение двенадцати месяцев после отчетного периода - либо по усмотрению контрагента или третьей стороны, либо в зависимости от неопределенного будущего события, возникновение которого не зависит от будущих действий организации (например, финансовая гарантия или обязательство по договору страхования).

ED отмечает, что в таких ситуациях право отложить урегулирование не зависит от условия, которое должна соблюдать организация.

Наблюдение.

Параграф BC19 ED указывает, что когда обязательство может стать погашаемым в течение двенадцати месяцев, либо по усмотрению контрагента или третьей стороны, либо в зависимости от неопределенного будущего события, возникновение которого не зависит от будущих действий организации, - не существует условий, которые организация должна выполнять, чтобы избежать урегулирования обязательства в течение двенадцати месяцев после отчетной даты.

Параграф делает вывод, что эти ситуации не попадают под действие предлагаемых поправок.

Переходные положения, дата вступления в силу и срок приема комментариев.

ED предлагает ретроспективное применение поправок согласно МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».

Совет не предлагает дату вступления в силу, но указывает, что поправки не будут применяться до 1 января 2024 года. Раннее применение допускается.

В то же время предлагается согласовать дату вступления в силу поправок 2020 года к IAS 1 (Классификация обязательств как Краткосрочных или Долгосрочных) к дате вступления в силу предлагаемых поправок.

В противном случае поправки 2020 года стали бы применяться с 1 января 2023 года. Это позволит избежать того, чтобы организации проводили классификацию своих обязательств дважды в течение короткого периода времени.

Период приема комментариев к ED заканчивается 21 марта 2022 года.