Цель требований о раскрытии заключается в том, что компании должны раскрывать информацию в финансовой отчетности, которая позволяет пользователям «оценивать влияние аренды на финансовое положение, финансовые результаты и потоки денежных средств арендатора».

Для достижения этой цели компаниям требуется раскрывать информацию об их активах, обязательствах, расходах и денежных потоках, которые формируются договорами аренды (см. параграф 51 IFRS 16).

Данная публикация не охватывает требования к представлению и раскрытию информации для арендодателей или раскрытия информации, требуемые согласно МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки» до принятия стандарта.

Компании должны учитывать уровень детализации, необходимый для достижения цели раскрытия, и степень акцента на каждом из различных требований. Кроме того, компании должны гарантировать, что полезная информация не будет скрыта (либо путем включения большого количества незначительных деталей, либо путем объединения элементов, которые имеют существенно отличающиеся характеристики).

Компании должны проанализировать свои раскрытия информации, чтобы определить, достигли ли они цели раскрытия информации стандарта, чтобы пользователи финансовой отчетности могли оценить влияние, оказываемое арендой на финансовое положение, финансовые результаты и потоки денежных средств арендатора.

Данная публикация содержит краткое изложение новых требований к представлению и раскрытию информации для арендаторов по МСФО (IFRS) 16 «Аренда» как на переходном этапе, так и на постоянной основе. Она также иллюстрирует возможные форматы, которые организации могут использовать для раскрытия информации, требуемой IFRS 16, с использованием реальных примеров компаний, которые ранее приняли IFRS 16.

Что меняется с принятием IFRS 16?

Старый стандарт МСФО (IAS) 17 не содержит конкретных требований к представлению активов и обязательств по аренде в финансовой отчетности. Это означает, что арендаторам приходилось полагаться на общее руководство в соответствии с IAS 1 «Представление финансовой отчетности» и IAS 7 «Отчет о движении денежных средств».

В отличие от этого, МСФО (IFRS) 16 содержит особые требования к представлению активов в форме права пользования и арендных обязательств и их соответствующего влияния на результаты и потоки денежных средств в основной финансовой отчетности.

Отчет о финансовом положении.

МСФО (IFRS) 16 требует, чтобы арендатор либо представил в отчете о финансовом положении, либо раскрыл в примечаниях (см. параграф 47):

  • (a) Активы в форме права пользования (ROU-активы) отдельно от других активов. Если арендатор не представляет активы в форме права пользования отдельно в отчете о финансовом положении, то арендатор должен:
    • (i) Включить активы в форме права пользования в ту же статью, по которой были представлены соответствующие базовые активы, если бы они принадлежали ему на правах собственности, и
    • (ii) Раскрывать информацию о том, какие статьи в отчете о финансовом положении включают эти активы в форме права пользования.
  • (b) Арендные обязательства отдельно от других обязательств. Если арендатор не представляет обязательства по аренде отдельно в отчете о финансовом положении, арендатор раскрывает информацию о том, какие статьи отчета о финансовом положении включают эти обязательства.

Однако активы в форме права пользования, которые соответствуют определению инвестиционной недвижимости, должны быть представлены в отчете о финансовом положении как инвестиционная недвижимость (см. параграф. 48).

Отчет о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе.

МСФО (IFRS) 16 требует, чтобы процентные расходы по арендному обязательству были представлены отдельно от амортизации актива в форме права пользования в отчете о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе арендатора.

Процентные расходы по обязательству по аренде являются компонентом финансовых затрат, которые согласно МСФО (IAS) 1 должны быть представлены отдельно в отчете о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе (см. параграфы 49 IFRS 16 и 82.b IAS 1).

Отчет о движении денежных средств.

В отчете о движении денежных средств арендатор обязан классифицировать денежные выплаты по основной части арендных обязательств в составе финансовой деятельности.

Денежные выплаты по процентной части обязательства по аренде классифицируются в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 7 в отношении уплаченных процентов.

Кроме того, платежи по краткосрочной аренде и аренде активов с низкой стоимостью, а также переменные арендные платежи, не включенные в оценку обязательства по аренде, классифицируются как операционная деятельность (см. параграф 50 IFRS 16).

Раскрытие информации арендатором.

Требования к раскрытию информации арендатором в IFRS 16 повышены по сравнению с IAS 17.

В частности, в ответ на полученные отзывы Совет по МСФО решил (см. пп. BC213-214, Основы для принятия решения / Basis for Conclusions IFRS 16):

  • Включить общую цель раскрытия информации в IFRS 16.
  • Требовать от арендатора раскрытия количественной информации об активах в форме права пользования и их расходах, а также о денежных потоках, связанных с арендой.
  • Требовать, чтобы арендатор раскрыл любую дополнительную информацию, необходимую для достижения общей цели раскрытия, и дополнил это требование списком потребностей пользователя в информации, которые должны учитывать любые дополнительные раскрытия.

Количественная информация.

В первом разделе представлены конкретные статьи, которые, если они существенны, должны раскрываться арендаторами для удовлетворения информационных потребностей пользователей финансовой отчетности.

Эти требования к раскрытию относятся к информации, которую пользователи финансовой отчетности определили как наиболее полезную для своего анализа, и, следовательно, которую они хотели бы иметь для всех существенных портфелей аренды (см. п. BC217).

В следующей таблице приведены примеры изменений в раскрытии информации арендатором, представленной в соответствии с IFRS 16 по сравнению с IAS 17:

Раскрытия по IFRS 16

Раскрытия по IAS 17 и прочие раскрытия

Что изменилось?

Расходы, связанные с арендой (амортизация; проценты по арендным обязательствам; расходы по краткосрочной аренде и аренде активов с низкой стоимостью; расходы, связанные с переменными платежами, не включенные в оценку обязательств по аренде) (пп. 53.a-e)

Общие требования согласно IAS (МСФО) 16 «Основные средства» (п. 73 IAS 16) и IFRS 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» (п. 20 IFRS 7)

Изменения

Доход от субаренды активов в форме права пользования (п. 53.f)

Не требуется согласно IAS 17

Новое

Общий отток денежных средств по аренде (п. 53.g)

Требуется согласно IAS 7 (п. 17 IAS 7)

Без изменений

Прирост активов в форме права пользования (п. 53.h)

Общие требования согласно IAS 16 (п. 73 IAS 16)

Изменения

Прибыли или убытки от операций продажи с обратной арендой (п. 53.i)

Не требуется согласно IAS 17

Новое

Балансовая стоимость активов в форме права пользования по виду базового актива (п. 53.j)

Требуется согласно IAS 17 (п. 31 IAS 17)

Без изменений

Договорные обязательства по краткосрочной аренде (п. 55)

Неприменимо

Новое

Анализ сроков погашения обязательств по аренде (п. 58)

Общие требования согласно IFRS 7 (пп. 39 и B11 IFRS 7)

Изменения

МСФО (IFRS) 16 требует, чтобы арендатор предоставил эти раскрытия в табличной форме, если другой формат не является более подходящим. Раскрываемые суммы должны включать затраты, которые арендатор включил в балансовую стоимость другого актива в течение отчетного периода (например, расходы на аренду, капитализированные в стоимости запасов или основных средств) [параграф 54].

Дополнительная информация о компании.

Многие договоры аренды содержат более сложные условия, которые могут включать переменные платежи, опционы на прекращение, опционы на продление и гарантии ликвидационной стоимости.

Эти особенности аренды часто определяются на основе индивидуальных обстоятельств сторон договора и, в некоторых случаях, являются особенно сложными или уникальными для конкретного договора.

Что касается этих особенностей, МСФО (IFRS) 16 требует, чтобы арендатор раскрыл любую существенную информацию, специфичную для компании, которая необходима для достижения цели раскрытия информации и не отражена в других разделах финансовой отчетности.

IFRS 16 (включая примеры в дополнительном руководстве по применению) дополняет это требование списком потребностей в информации для пользователей, которые должны учитываться при любом дополнительном раскрытии (п. BC225).

Раскрытия по IFRS 16

Раскрытия по IAS 17 и прочие раскрытия

Что изменилось?

Характер арендной деятельности (п. 59.а)

Требуется в соответствии с IAS 17 (п. 31 и 35)

Без изменений

Будущие оттоки денежных средств, которым потенциально может подвергаться арендатор, не отраженные в оценке обязательств по аренде:

Ограниченные требования к раскрытию информации согласно IAS 17 (п. 31 и 35)

Переменные арендные платежи (п. 59.b.i)

Изменения

Опционы на продление и прекращение аренды (п. 59.b.ii)

Изменения

Гарантии ликвидационной стоимости (п. 59.b.iii)

Новое

Аренда, срок которой еще не начался, но по которой у арендатора есть обязательствам (п. 59.b.iv)

Новое

Ограничения или ковенанты, налагаемые арендой (п. 59.c)

Ограниченные требования к раскрытию информации согласно IAS 17 (п. 31 и 35)

Изменения

Операции продажи с обратной арендой (п. 59.d)

Требуется в соответствии с IAS 17 (п. 65)

Изменения

Кроме того, IFRS 16 ссылается на требования к раскрытиям информации в других стандартах, когда это применимо.

Если активы в форме права пользования соответствуют определению инвестиционной недвижимости, арендатор применяет требования к раскрытию информации стандарта IAS 40 «Инвестиционная недвижимость» и не обязан раскрывать информацию в соответствии с пп. 53.a, 53.f, 53.h или 53.j [см. параграф 56].

Кроме того, арендатор, который оценивает активы в форме права пользования по переоцененной стоимости в соответствии с IAS 16, раскрывает информацию, требуемую п. 77 IAS 16 для этих активов в форме права пользования [см. параграф 57].

Требования к раскрытию информации согласно МСФО (IAS) 1.

В дополнение к требованиям о раскрытии информации согласно МСФО (IFRS) 16 компания обязана раскрывать (см. параграфы 117 и 122 IAS 1):

  • основные принципы учетной политики, составляющие базу (или базы) оценки, использованной при подготовке финансовой отчетности;
  • другие используемые принципы учетной политики, которые имеют отношение к пониманию финансовой отчетности;
  • суждения, выработанные руководством в процессе применения принципов учетной политики организации, которые оказывают наиболее существенное влияние на суммы, признанные в финансовой отчетности.

Компания также должна раскрывать информацию о допущениях, которые она делает в отношении будущих и других основных источников неопределенности расчетных оценок на конец отчетного периода, в которых заключен значительный риск, приводящий к существенной корректировке балансовой стоимости активов и обязательств в следующем финансовом году (см. п. 125 IAS 1).