Рассмотрим особенности кредитного анализа суверенного долга, а также методику Standard & Poor's определения суверенного кредитного рейтинга, - в рамках изучения ценных бумаг с фиксированным доходом по программе CFA.
Правительства по всему миру выпускают облигации, чтобы финансировать свою текущую деятельность, включая текущие расходы, такие как заработная плата государственных служащих и инвестиции в долгосрочные активы, такие как инфраструктура и образование.
Государственные суверенные облигации в развитых странах традиционно рассматривались как ценные бумаги с безрисковой ставкой (т.е., без риска дефолта), относительно которой оценивались все прочие кредиты.
Фискальные проблемы в развитых странах, усугубленные мировым финансовым кризисом 2008 года и еврокризисом 2011-2012 гг. поставили под сомнение представление о «безрисковой ставке» даже в отношении некоторых государственных заемщиков высшего кредитного качества.
По мере развития их рынков капитала все большее число суверенных стран смогли выпустить долг на иностранных рынках (как правило, в валюте, отличной от своей национальной валюты, часто в долларах США или евро), а также на отечественном рынке (в своей национальной валюте).
Как правило, суверенные страны со слабыми валютами могут получить доступ к иностранным долговым рынкам только путем выпуска облигаций в иностранных валютах, которые считаются более безопасными средствами сбережения стоимости.
Долг, выпущенный на внутреннем рынке, несколько проще в обслуживании, поскольку он, как правило, номинирован в национальной валюте своей страны, в соответствии с ее законами, и страна может провести денежную эмиссию для обслуживания своего внутреннего долга.
20 лет назад многие страны развивающихся рынков могли выпускать долг только в иностранных рынках, потому что внутренний рынок не существовал. Сегодня многие из них способны выпускать долг внутри страны и успешно создали исторические данные о доходности внутренних облигаций по всему спектру сроков погашения.
Не существует общепринятого определения развивающихся стран или развивающихся рынков.
Всемирный банк считает, что ВВП на душу населения является полезным показателем, при этом ВВП на душу населения ниже среднего уровня, вероятно, указывает на развивающийся рынок.
Другие признаки включают степень открытости и зрелости экономики, а также политическую стабильность страны.
Все суверенные страны лучше всего могут обслуживать иностранный и внутренний долг, если используют «двойной профицит», то есть профицит государственного бюджета, а также профицит текущего торгового баланса.
Несмотря на продолжающуюся финансовую глобализацию и развитие внутренних рынков облигаций, суверенные государственные дефолты иногда возникают.
Дефолту часто способствуют такие события, как война, политические потрясения, девальвация валюты, резкое ухудшение торговли или резкое снижение цен в ключевом секторе экспорта страны.
Риски дефолта для некоторых развитых стран обострились после 2009 года, поскольку доходы этих стран резко снизились после финансового кризиса 2008 года, расходы выросли, а финансовые рынки были сосредоточены на долгосрочной устойчивости государственных финансов, учитывая стареющее население и растущие потребности в социальном обеспечении.
Некоторые из более слабых и более обремененных долгами членов еврозоны оказались неспособны получить доступ к долговым рынкам по выгодным процентным ставкам и вынуждены были обращаться за кредитами в Международный валютный фонд (МВФ) и Европейский союз.
Эти более слабые правительства ранее могли заимствовать по гораздо более низким процентным ставкам из-за их членства в Европейском Союзе и перехода на евро.
Однако спреды доходности внутри еврозоны расширялись, а страны оказались отрезаны от рынков, поскольку мировой финансовый кризис уступил место высоким убыткам их государственных финансов и, в некоторых случаях, их банковских систем, которые стали условными обязательствами для суверенов.
В Ирландии правительство стало гарантом большинства банковских обязательств, что подорвало собственные фискальные показатели страны.
Как и корпоративный кредитный анализ, суверенный кредитный анализ основан на комбинации качественных и количественных факторов. В конечном счете, он сводится к двум ключевым вопросам:
Готовность платить важна, потому что из-за принципа суверенного иммунитета инвесторы, как правило, не могут заставить суверена выплачивать свои долги. Суверенный иммунитет предотвращает подачу иска в суд на правительство.
На сегодняшний день мировые инициативы, направленные на создание механизма упорядоченной реструктуризации суверенного долга и дефолтов, не получили развития.
Чтобы проиллюстрировать наиболее важные соображения при кредитном анализе суверенного долга, мы представляем общую методику для оценки суверенного долга и присвоения суверенных кредитных рейтингов.
Эта методика подчеркивает конкретные характеристики, которые кредитные аналитики должны ожидать от высококачественного суверенного долга.
Некоторые из них являются само собой подразумевающимися (например, отсутствие коррупции).
Для других приводится краткое описание и/или диапазон значений. Большинство этих статей используются в методологии рейтингового агентства Standard & Poor's.
Институциональная оценка.
Экономическая оценка.
Внешняя оценка.
В свете различных полномочий суверенного правительства (налогообложение, регулирование, денежно-кредитная политика и, в конечном счете, способность суверена «печатать деньги» для погашения долга) в рамках собственной экономики, оно практически всегда обладает столь же хорошей кредитоспособностью, как во внутренней валюте, так и в иностранной валюте.
Таким образом, рейтинговые агентства часто различают внутренние и иностранные облигации, причем кредитный рейтинг внутренних облигаций иногда оценивается на ступень выше.
Конечно, если суверенное правительство будет в значительной степени полагаться на эмиссию денег для погашения долга, это будет способствовать высокой инфляции или гиперинфляции, а также увеличит риск дефолта по внутренним долгам.
По словам Рейнхарта и Рогова в их книге «This Time is Different», между 1800 и 2009 годами было более 250 дефолтов по иностранному суверенному долгу и не менее 68 дефолтов по внутреннему долгу.
Рейнхарт и Рогов используют более широкое определение дефолта, которое включает в себя очень высокий уровень инфляции (более 20%).
В Иллюстрации 22 показаны ключевые статистические данные для кредитной оценки суверенного долга Португалии.
€ (млрд.) |
2006 |
2008 |
2010 |
2012 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Номинальный ВВП |
160.3 |
171.2 |
172.6 |
168.4 |
173.1 |
179.8 |
186.5 |
194.6 |
Население (млн.) |
10.6 |
10.6 |
10.6 |
10.5 |
10.4 |
10.3 |
10.3 |
10.3 |
Безработица (%) |
8.6 |
8.5 |
12 |
15.6 |
13.9 |
12.4 |
11.1 |
8.9 |
Экспорт как доля ВВП (%) |
22.2 |
22.6 |
21.3 |
26.8 |
27.8 |
27.6 |
26.8 |
28.3 |
Торговый баланс как доля ВВП (%) |
-10.7 |
-12.6 |
-10 |
-2.1 |
0.2 |
0.3 |
0.7 |
0.6 |
Государственные доходы |
64.8 |
70.7 |
71.8 |
72.2 |
77.2 |
78.8 |
79.9 |
83.1 |
Государственные расходы |
71.4 |
77.1 |
88.7 |
81.7 |
89.6 |
86.7 |
83.5 |
88.9 |
Баланс бюджета (профицит/дефицит) |
-6.5 |
-6.4 |
-16.9 |
-9.5 |
-12.4 |
-7.9 |
-3.6 |
-5.8 |
Государственные процентные платежи |
4.2 |
5.3 |
5.2 |
8.2 |
8.5 |
8.2 |
7.8 |
7.4 |
Основной баланс (профицит/дефицит) |
-2.2 |
-1.1 |
-11.7 |
-1.3 |
-3.9 |
0.3 |
4.2 |
1.6 |
Государственный долг |
102.4 |
123.1 |
161.3 |
212.6 |
226 |
231.5 |
241 |
242.8 |
Процентная ставка по новому долгу (%) |
3.9 |
4.5 |
5.4 |
3.4 |
3.8 |
2.4 |
3.2 |
3.1 |
Источники: Haver Analytics, Eurostat, и Instituto Nacional de Estatistica (Португалия).
Решения для части 1 и 2:
2006 |
2008 |
2010 |
2012 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Валовой Государственный долг/ВВП |
64% |
72% |
93% |
126% |
131% |
129% |
129% |
125% |
ВВП на душу населения |
15,123 |
16,151 |
16,283 |
16,038 |
16,644 |
17,456 |
18,107 |
18,893 |
Решение для части 3:
Кредитоспособность стабилизируется. Государственный долг/ВВП немного снижается после пика в 2014 году. Страна имеет скромный бюджетный дефицит основного баланса, который находился в профиците в течение последних трех лет.
Португалия показала очень небольшой профицит торгового баланса, снизив свою зависимость от внешнего финансирования и увеличив свой экспорт в процентах от ВВП.
Безработица, хотя и все еще довольно высокая, снизилась за последние несколько лет. Процентные выплаты по государственному долгу начали снижаться, как в процентах от ВВП, так и в абсолютном выражении.
Процентная ставка по новому государственному долгу стабилизировалась, возможно, выиграв от политики количественного смягчения Европейского центрального банка.
Все вместе, это показывает убедительные признаки того, что кредитоспособность Португалии стабилизировалась и, возможно, будет улучшаться, если сохранятся текущие тенденции.