Торговые сети часто предлагают клиентам подарочные карты, которыми можно рассчитаться за покупку впоследствии. Рассмотрим бухгалтерский учет продаж с применением подарочных карт в соответствии с МСФО.
Допустим, вы ведете бухгалтерский учет в розничной сети, которая продает одежду, аксессуары и предметы интерьера.
Подобные компании также обычно продают подарочные карты определенной стоимости. Например, клиент может приобрести подарочную карту на 100 д.е. и подарить ее кому-нибудь в качестве подарка на день рождения. Потом владелец карты может прийти в магазин и купить что-нибудь, расплатившись подарочной картой.
Допустим, что когда компания из нашего примера продает подарочную карту, она учитывает ее как выручку, но аудиторы компании утверждают, что это не соответствует стандарту МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями».
Так ли это?
Как следует учитывать подарочные карты?
Короткий ответ - ДА.
Вы не должны учитывать продажу подарочной карты напрямую как выручку.
Почему?
Причина в том, что МСФО (IFRS) 15 требует признания выручки, когда вы выполняете обязанность к исполнению (англ. 'performance obligation').
В данном же случае подарочная карта сама по себе НЕ является обязанностью к исполнению.
Это просто предоплата за будущую поставку товара. Клиент дал вам деньги за подарочную карту сейчас, и вам придется предоставить ему товары позже, когда кто-то придет и захочет использовать эту подарочную карту для оплаты.
МСФО (IFRS) 15 объясняет это в руководстве по применению - параграф B44.
Другими словами, подарочные карты - это нереализованные права покупателей (англ. 'unexercised rights'), которые будут реализованы в будущем.
Вы должны признать сумму, относящуюся к этому нереализованному праву, в качестве обязательства по договору.
Когда покупатель приходит в ваш магазин, покупает одежду и расплачивается подарочной картой, это тот момент, когда вы снимаете с себя обязательство по договору и признаете выручку от продажи.
Причина этого в том, что в момент оплаты покупки и оплаты подарочной картой вы выполнили обязанность к исполнению, другими словами - вы предоставили товар своему клиенту.
Это также называется невостребованной частью обязательства (англ. 'breakage amount') - предоплаченная, но неиспользованная клиентами услуга [см. параграфы B45-B46].
Вы должны признать невостребованную часть как выручку пропорционально структуре прав, которыми пользуется клиент.
В случае с подарочной картой, это зависит от того, как клиент может использовать ее:
Да, такое часто случается.
Вы продаете подарочную карту, и никто не приходит.
В этом случае вы должны признать выручку от невостребованной части, когда вероятность того, что клиент воспользуется своими правами, станет незначительной.
Например, если у подарочных карт есть определенный срок действия, вы можете признать выручку от невостребованной части по истечении этого периода.
Если у ваших подарочных карт нет срока действия и они действительны вечно, то вам необходимо собрать некоторую статистику за прошлые периоды, чтобы оценить, сколько времени должно пройти, прежде чем клиент забудет о неиспользованных подарочных картах и вероятность того, что он воспользуется ими, станет незначительной.
Может случиться так, что вы бесплатно предоставите подарочную карту в качестве бонуса при крупной покупке.
В этом случае вы должны разделить цену сделки и распределить ее по проданным товарам и подарочным картам пропорционально относительным ценам обособленной продажи.
Допустим, вы предлагаете бесплатную подарочную карту на 10 д.е., если клиент совершает покупку на сумму более 100 д.е.
Покупательница покупает товар за 100 д.е и получает подарочную карту на 10 д.е.
Общая цена сделки составляет 100 д.е., потому что это та сумма, которую вы получаете от своего покупателя за товар и подарочную карту.
Вам необходимо распределить цену сделки в 100 д.е. между отдельными обязанностями к исполнению на основе относительных цен обособленной продажи.
Расчет распределения представлен в следующей таблице:
Обязанность к исполнению |
Цена обособленной продажи |
Распределение цены сделки |
---|---|---|
Товар |
100 |
91 (100/110*100) |
Подарочная карта |
10 |
9 (10/110*100) |
Итого |
110 |
100 |
Ваши бухгалтерские проводки в момент продажи и выдачи подарочной карты:
Дебет. Денежные средства:
100 д.е.
Кредит. Выручка от продажи товаров:
91 д.е.
Кредит. Обязательство по договору (подарочные карты):
9 д.е.
Теперь подарочные карты действительны только в течение 1 месяца.
Если клиент приходит, покупает товары за 10 д.е. и платит подарочной картой, вы делаете следующую проводку:
Дебет. Обязательство по договору (подарочные карты):
9 д.е.
Кредит. Выручка от продажи товаров:
9 д.е.
Вам также необходимо учесть себестоимость продаж, относящуюся к отгруженным товарам.
Если клиент не воспользуется подарочной картой и срок ее действия истечет, то ваша бухгалтерская проводка будет такой же, только выручка будет называться чем-то вроде «выручка от от невостребованной части подарочной карты» или чем-то подобным.
В этом случае у вас нет себестоимости продаж, потому что вы не предоставляли никаких товаров.
Это было очень упрощенный пример, потому что в нем была исключена вероятность выкупа подарочной карты. Обычно компании должны оценить вероятность выкупа и включить ее в общую стоимость сделки с подарочной картой.