Рассмотрим особенности раскрытия учетной политики в отчетности за 2019 год в соответствии с МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» и МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств», а также связанные с ними решения и разъяснения IFRIC.
Как и в случае с IFRS 15, компании должны тщательно проанализировать свою учетную политику в отношении финансовых инструментов.
МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» ввел новые категории классификации и оценки, которые привели к новой терминологии.
Поэтому учетная политика должна адекватно описывать новые категории классификации и, в частности, воздерживаться от использования устаревшего языка старого стандарта МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка», например, таких выражений, как «удерживаемые до погашения» финансовые инструменты или «займы и дебиторская задолженность».
Раскрытие учетной политики должно быть четким, кратким и уместным. Следует избегать шаблонных объяснений бизнес-модели и SPPI-тестов, взятых из стандарта.
Вместо этого, описание учетной политики должно быть адаптировано к компании и касаться только инструментов, удерживаемых компанией.
Следующие ключевые моменты также следует учитывать:
МСФО (IFRS) 9 представила новую модель обесценения на основе ожидаемых кредитных убытков (ECL).
В примечаниях к отчетности должны быть рассмотрены следующие пункты:
В марте 2019 года по Комитет по разъяснениям МСФО (IFRIC) опубликовал решение, которое рассматривает, каким образом компания должна применять IFRS 9 к конкретным договорам на покупку или продажу нефинансовых объектов по будущей фиксированной цене.
Эти договоры не определяются как участвующие в отношениях хеджирования и не отвечают собственным критериям исключения.
Следовательно, при применении МСФО (IFRS) 9, они учитываются как производные финансовые инструменты, оцениваемые по FVPL.
На дату расчетов, компания либо поставляет или получает нефинансовый объект. В зависимости от того, является ли это договор сделкой купли или продажи, компания признает либо закупку, либо выручку на эту дату, оцениваемую в сумме денежных выплат или поступлений плюс прибыль или убыток от прекращения признания производного инструмента (т.е. справедливая стоимость производного инструмента на дату расчетов).
IFRIC отметил, что требования IFRS 9 ни разрешают, ни требуют дополнительной бухгалтерской проводки, которая восстанавливает накопленную прибыль или убыток, ранее признанную в составе прибыли или убытка по производному инструменту и признает соответствующие корректировки либо выручки, либо закупки (изменения запасов).
Решение IFRIC также объясняет требования к представлению и раскрытию информации в соответствии с МСФО (IAS) 1 и МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», которые относятся к прибыли и убыткам по производным финансовым инструментам.
IFRIC отметил, что для целей этих требований, по существу считается, что нет никакой прибыли или убытка от производных инструментов, вызванных расчетами по договору.
Соглашения о финансировании поставщиков (также называемые «обратным факторингом») часто разрабатываются, чтобы обеспечить выгоду покупателю и ликвидность поставщику.
В некоторых странах они стали обычным явлением в ответ на государственную политику, способствующую своевременной оплате поставщикам.
Условия соглашений финансирования поставщиков различаются, но обычно они подразумевают, что поставщики получают оплату или по факту или до получения инвойсов, от финансового учреждения (являющегося третьей стороной), которое затем получает возмещение от покупателя в более поздний срок, либо соответствующий инвойсу, либо еще более поздний.
Соглашения этого типа поднимают ряд важных вопросов финансовой отчетности:
Эти вопросы должны быть тщательно рассмотрены на основе фактов и обстоятельств соглашения (они могут значительно различаться).
Полное и четкое раскрытие информации должно быть описывать:
Поставщики должны также рассмотреть последствия их участия в таких соглашениях, и с точки зрения бухгалтерского учета, и с точки зрения раскрытия информации.
Подобно «традиционным» соглашениям о факторинге, они должны раскрывать тип факторинга - «с регрессом» или «без регресса», а также, была ли погашена задолженность покупателем и существует ли отдельное обязательство перед финансовым учреждением в настоящий момент.
В 2017 году вступили в силу поправки к МСФО (IAS) 7, которые требуют раскрытия информации об изменениях в обязательствах от финансовой деятельности (это раскрытие иногда называют сверкой чистого долга - «gross debt reconciliation»).
В сентябре 2019 года Комитет по интерпретации МСФО (IFRIC) опубликовал решение, которое напоминает компаниям о цели раскрытия информации и поясняет, что одной этой сверки может быть не достаточно.
Следует отметить, что предлагаемая в IAS 7 сверка отличается от сверки чистого долга, которая исторически применялась в некоторых странах, поскольку она представляет только текущие изменения в обязательствах, возникающие в результате финансовой деятельности, а не изменения чистого остатка долга, которые часто включают в себя движение денежных средств и других активов, не связанных с потоками от финансовой деятельности.
В целом, сверка в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 7: