Кредиторская задолженность (англ. 'accounts payable') - это суммы непогашенной задолженности перед поставщиками товаров и услуг. Они возникают за счет торгового кредита (англ. 'trade credit'), с помощью которого покупатель товаров или услуг эффективно финансирует свою покупку, осуществляя платеж более поздней датой.

Торговый кредит может включать отсрочку оплаты со скидкой на ранний платеж.

Условия последней формы кредита, как правило, указываются в форме скидки: предоставляется скидка на цену покупки, если оплата будет получена в течение определенного срока; в противном случае полная сумма должна быть оплачена к определенной дате.

Например, условия кредита «2/10, net 30» указывают на то, что доступен 2-процентная скидка, если поставка будет оплачена в течение 10 дней; в противном случае выплачивается полная сумма на 30-й день. Условия отличаются в разных отраслях, под влиянием традиций отрасли, конкурентных условий и текущих процентных ставок.

Ключевой взаимосвязью оборотного капитала является процесс закупки и формирования кредиторской задолженности. Этот процесс касается закупки товаров или сырья, которые в итоге становятся продукцией, которую компания продает.

При эффективном управлении, этот процесс минимизирует избыток средств «в пути». При неэффективном управлении, процесс может привести к серьезной утечке ликвидности компании, связывая денежные средства и снижая финансовые резервы компании.

Неэффективность может возникнуть в управлении закупками, запасами и кредиторской задолженностью. Каждая область должна быть организована и эффективно связана с другими областями.

Организация закупок часто может повлиять на то, как должны осуществляться платежи, и на условия торгового кредита.

Эффективное управление кредиторской задолженностью является важным направлением в управлении оборотным капиталом, поскольку недостатки управления могут привести к возникновению альтернативных затрат из-за платежей, сделанных слишком рано; потере преимущества торговых скидок; и неспособности воспользоваться преимуществами технологий, предлагаемых электронной коммерцией и другими веб-технологиями.

Кредиторская задолженность является заключительным этапом в цикле закупок, поскольку она сочетает в себе документальное оформление, одобрение и выплату. Эффективное управление кредиторской задолженностью помогает интегрировать компоненты цикла закупок и не требует неэкономичного расхода средств компании до наступления предусмотренных сроков погашения.

Компания может посчитать, что ей не требуется формальная политика или руководящие принципы для управления этой функцией. Однако она должна выбрать определенный метод для обеспечения того, чтобы практика управления кредиторской задолженностью была организованной, последовательной и экономически эффективной.

Например, если управление кредиторской задолженностью децентрализовано, и более одного операционного подразделения компании взаимодействует с одним и тем же поставщиком, кредитные условия, предлагаемые каждому подразделению, должны быть одинаковыми, если нет особых обстоятельств, таких как ограничения по объему закупок, которые гарантируют разные условия.

Чтобы эффективно обрабатывать кредиторскую задолженность, компания нуждается в правилах, гарантирующих, что активы компании не будут истощаться без необходимости.

Есть несколько факторов, которые компания должна рассматривать как руководящие принципы для эффективного управления своей кредиторской задолженностью, в том числе:

  • Централизация финансовой организации. Степень, в которой основная финансовая функция компании централизована или децентрализована, влияет на то, насколько сильно можно контролировать кредиторскую задолженность.
  • Количество, размер и местоположение поставщиков. Цепочка поставок компании в сочетании с тем, насколько зависима компания от своих торговых партнеров (и наоборот), определяют сложность системы управления кредиторской задолженностью.
  • Торговый кредит и затраты на заимствования или альтернативные затраты. Важность кредита для компании, и ее способность оценивать возможности торговых кредитов, такие как торговые скидки, поощряют применение стандартизированных процедур в управлении кредиторской задолженностью.
  • Контроль средств в пути. Многие компании по-прежнему платят поставщикам чеками, что приводит к нахождению денежных средств в пути - в промежуток времени между выпуском и клирингом чеков. Средства в пути важны для многих компаний, потому что это позволяет им использовать свои средства дольше, чем если бы им приходилось финансировать свой чековый счет в день, когда чеки были отправлены по почте.
  • Управление запасами. Новые методы контроля запасов, такие как MRP и JIT, увеличивают количество платежей, которые должны быть обработаны при управлении кредиторской задолженностью. Многие более старые системы не могут вместить этот дополнительный объем, поэтому требуются новые методы и системы управления.
  • Электронная коммерция и электронный обмен данными (EDI, electronic data interchange). Глобальные разработки в использовании интернета для прямого взаимодействия между покупателем и поставщиком привели к революционным изменениям цепочки поставок для многих компаний.

Поскольку платежи в счет кредиторской задолженности следует рассматривать как часть общего процесса, многие компании определили, что оплата в электронном виде предлагает более эффективную и экономичную альтернативу чекам, которые выгодны только при большом объеме средств в пути и при высоких процентных ставках.


Оттягивание платежей по кредиторской задолженности (англ. 'stretching payables'), означающее оплату после срока погашения, иногда практикуется корпоративными менеджерами казначейства и другими финансовыми менеджерами.

Имейте в виду, что оттягивание платежей сверх допустимых сроков может считаться неэтичным и может повлечь за собой ответственность перед поставщиками в виде более жестких условий кредитования в будущем.

Оттягивание кредиторской задолженности использует преимущества льготных периодов, предоставленных поставщиками. Оценка возможностей оттягивания платежей довольно проста. Количество дополнительных дней, на которое можно отложить или растянуть платежи, определяется альтернативной стоимостью за эти дни, умноженной на размер кредиторской задолженности.

Например, если задолженность, которая в среднем составляет $100,000, может быть растянута на дополнительные 7 дней, компания получает возможность использовать эту сумму в течение 7 дней. Эту возможность можно оценить путем умножения суммы $100,000 на альтернативную стоимость краткосрочного использования этих средств.

Например, если предполагаемая стоимость краткосрочных средств составляет 8% годовых (или 0.02191% в день), то стоимость оттягивания платежа в $100,000 на 7 дней составляет $153.42.

Ценность каждой возможности (на протяжении всего года) можно оценить таким же образом, чтобы определить общую выгоду, которую затем можно взвесить по затратам (как финансовым, так и нефинансовым).

Существуют две основные крайности: слишком ранняя оплата может быть затратной, если компания не может воспользоваться преимуществами скидок; слишком поздняя оплата негативно влияет на восприятие кредитоспособности компании.

Экономика получения торговой скидки.

Одной из ключевых задач, которой компания должна периодически заниматься, является анализ торговых скидок.

Торговые скидки должны оцениваться с использованием формулы, показанной ниже, которая вычисляет подразумеваемую ставку (дохода), обеспечиваемую ​​предложением торговой скидки. То есть, это эквивалентный возврат альтернативных инвестиций покупателем.

Подразумеваемая ставка рассчитывается следующим образом:

\( \dst
\stRmL{Стоимость}{торгового кредита} = \biggl( 1+ {\text{Скидка} \over 1- \ \text{Скидка} } \biggr) \times \biggl( {365 \over \text{Срок сверх периода скидки} } \biggr) - 1 \)

Стоимость средств в течение периода действия скидки составляет 0%, поэтому покупателю выгодно заплатить ближе к окончанию этого периода. Как только период действия скидки заканчивается, стоимость кредита для клиента резко возрастает, а затем снижается, по мере приближения к сроку погашения полной суммы задолженности.

Например, условия «2/10, net 30» означают, что покупателю предоставляется 2-процентная скидка при оплате в течение 10 дней, полная сумма задолженности должна быть погашена на 30-й день. Стоимость торгового кредита составляет 109% при оплате на 20-й день, и всего 44.6%, при оплате на 30-й день.

Если стоимость средств для покупателя или ставка краткосрочного инвестирования оказываются меньше, чем рассчитанная подразумеваемая ставка, то торговая скидка предлагает лучший доход или дополнительный доход относительно краткосрочной ставки заимствования компании.

Пример 6. Оценка торговых скидок.

Рассчитайте стоимость торгового кредита, предоставляемого на условиях 1/10, net 30, при оплате задолженности:

  • на 20-й день, а также
  • на 30-й день.

Решение:

Стоимость торгового кредита, при оплате на 20-й день:

\( \dst \biggl(1 + {0.01 \over 1 - 0.01}\biggr) ^ {( 365 / 10)} - 1 \) = 44.32%

Стоимость торгового кредита, при оплате на 30-й день:

\( \dst \biggl(1 + {0.01 \over 1 - 0.01}\biggr) ^ {( 365 / 20)} - 1 \) = 20.13%

Как вы видите, стоимость кредита оказывается намного ниже, если компания платит в крайний срок погашения, чем за несколько дней до этого. После истечения периода скидки компании обычно откладывают оплату до даты погашения, чтобы снизить стоимость кредита.

Управление денежными выплатами.

Эффективное управление денежными выплатами является общей целью для большинства компаний.

Для этого компании используют лучшую практику, которая включают возможность задержать пополнение банковских счетов до даты клиринга чеков, используют меры защиты от мошенничества с чеками, оплату в электронном виде, когда это экономически выгодно, а также оптимизируют банковские расходы.

Лучшая практика управления денежными выплатами зависит от характера платежей, например, осуществляются ли они в электронном виде или чеками.

Банки предлагают ряд сервисов для оптимизации финансирования чеков в день клиринга. В сочетании с платежным сервисом, которой обеспечивает проверку против мошенничества с чеками, этот метод обеспечивает наилучшую практику обработки платежей чеками.

Оценка эффективности управления кредиторской задолженностью.

Срок оборачиваемости кредиторской задолженности (англ. 'number of days of payables'), который также называют средним возрастом кредиторской задолженности, является полезными показателем для оценки расширения и сбора торгового кредита компании.

Если балансовый остаток кредиторской задолженности компании составляет €450 млн., а объем закупок составляет €4,100 млн., то срок оборачиваемости кредиторской задолженности можно рассчитать следующим образом:

\( \dst \begin{aligned} 
\stRmL{Срок оборачиваемости}{кредиторской задолженности}
&= {\text{Кредиторская задолженность} \over \text{Средние закупки в день} } \\[1em]
&= {450 \over 4100 / 365} = 40.06 \text{ дней}
\end{aligned} \)

Сравнение срока оборачиваемости кредиторской задолженности с условиями, на которых был предоставлен компании кредит, имеет важное значение. Оплата раньше необходимого срока погашения обходится дорого с точки зрения стоимости кредита, а оплата позже срока также может быть затратной с точки зрения отношений с поставщиками.

В некоторых случаях казначейству приходится тщательно управлять кредиторской задолженностью, сравнивая сроки оборачиваемости кредиторской задолженности и запасов, поскольку в некоторых отраслях эти показатели аналогичны друг другу.