Рассмотрим основные концепции корпоративного управления ликвидностью, первичные и вторичные источники ликвидности, а также виды замедления и ускорения в позиции ликвидности, - в рамках изучения корпоративных финансов по программе CFA.
Ликвидность компании (англ. 'liquidity') - это степень, в которой компания способна выполнять свои краткосрочные обязательства, используя активы, которые можно легко преобразовать в денежные средства.
Когда мы оцениваем ликвидность актива, мы фокусируем внимание на двух показателях: типе актива и скорости, с которой актив может быть преобразован в денежные средства, либо посредством продажи, либо за счет финансирования.
В отличие от многих аспектов корпоративных финансов, в корпоративном управлении ликвидностью не имеет большого значения теория или общепринятые принципы.
В компаниях, которые обладают роскошью крупного избытка денежных средств, ликвидность обычно воспринимается как должное, и основное внимание уделяется продуктивному использованию избыточной ликвидности.
С другой стороны, когда компания сталкивается с более жесткими финансовыми ситуациями, важно осуществлять эффективное управление ликвидностью для обеспечения платежеспособности.
К сожалению, понимание этого приходит слишком поздно для некоторых компаний, что влечет за собой процедуру банкротства и возможную ликвидацию компании.
Управление ликвидностью (англ. 'liquidity management') означает способность организации генерировать денежные средства в тот момент и там, где они необходимы.
Ликвидность - это имеющиеся у компании ресурсы, которые она может трансформировать в остатки денежных средств, чтобы сохранить платежеспособность компании (т.е., обеспечить возможность оплачивать счета и продолжать работу).
По большей части мы ассоциируем ликвидность с краткосрочными (оборотными) активами и обязательствами, но более долгосрочные активы также могут быть преобразованы в денежные средства для обеспечения ликвидности.
Кроме того, долгосрочные обязательства также могут быть пересмотрены для снижения оттока денежных средств, тем самым увеличивая ликвидность.
Конечно, последние два метода имеют свою цену, поскольку обычно имеют тенденцию сокращать общую финансовую прочность компании.
Задачи управления ликвидностью включают разработку, реализацию и поддержание политики ликвидности. Чтобы делать это эффективно, компания должна эффективно управлять всеми своими ключевыми источниками ликвидности.
Эти ключевые источники могут варьироваться в зависимости от компании, но обычно они включают основные или первичные источники ликвидности, такие как остатки денежных средств, а также вторичные источники ликвидности, такие как продажа активов.
Первичные источники ликвидности (англ. 'primary sources of liquidity') представляют собой наиболее доступные имеющиеся ресурсы. Обычно это денежные средства или наиболее ликвидные ценные бумаги. Первичные источники включают в себя:
Эти источники являются типичной ликвидностью для большинства компаний. Они представляют собой средства, которые легкодоступны при относительно низкой стоимости.
Основное отличие первичных и вторичных источников ликвидности заключается в том, что использование первичного источника вряд ли повлияет на обычные текущие операции компании, тогда как использование вторичного источника может привести к изменению финансовой и операционной позиции компании.
Вторичные источники ликвидности (англ. 'secondary sources of liquidity') включают в себя:
Использование вторичных источников может сигнализировать об ухудшении финансового положения компании и обеспечении ликвидности высокой ценой - стоимость отказа от актива компании для получения экстренных денежных средств.
Последний источник, реорганизация через банкротство, также может считаться инструментом ликвидности, поскольку при этой процедуре компания временно защищена от требований кредиторов, что позволяет ей генерировать операционные денежные средства и продолжать вести деятельность до тех пор, пока не будет разработана и утверждена программа реструктуризации.
Денежные операции, то есть поступления и выплаты денежных средств, имеют значительные последствия для ликвидной позиции компании. Мы называем эти эффекты «drags and pulls on liquidity», т.е. замедлением и ускорением в ликвидности.
Замедление или задержка в ликвидности (англ. 'drag on liquidity') заключается в том, что денежные поступления задерживаются, сокращая объем доступных средств.
Ускорение в ликвидности (англ. 'pull on liquidity') заключается в том, что денежные выплаты осуществляются слишком быстро или ограничивается доступность коммерческих кредитов, что заставляет компанию расходовать средства раньше, чем она получит поступления от продаж, чтобы покрыть обязательства.
Задержки в поступлениях обычно вызваны проблемами в кредитовании покупателей и ухудшением в других активах. Они включают в себя:
Во многих случаях замедление в ликвидности можно смягчить более строгой практикой кредитования покупателей и сбора платежей.
Как показал опрос финансовых директоров, проведенный в 2005 году, компании стали более эффективными в управлении оборотным капиталом. В 2005 году американские компании сократили свои инвестиции в оборотный капитал на 2.5% по сравнению с 2004 годом, а европейские компаний сократили свои инвестиции на 3.3%.
Тем не менее, управление оттоками денежных средств может быть таким же важным, как управление притоками. Если поставщики, предлагающие кредитные условия, чувствуют ослабленное финансовое положение компании или незнакомы с компанией, они могут ограничить условия оплаты настолько, что запасы ликвидности компании могут значительно сократиться.
Основные виды ускорения в ликвидности включают в себя:
На практике, критические важно, чтобы все эти задержки и ускорения в ликвидности были идентифицированы как можно раньше, еще до того, как они произойдут или в момент их возникновения.