В настоящий момент EY подвергается резкой критике со стороны инвесторов, немецких политиков и СМИ за то, что она не выявила мошенничество на €1.9 млрд. в немецкой платежной группе Wirecard.
С 2017 года EY удвоила количество крупных клиентов из немецкого фондового индекса DAX.
EY увеличила количество крупных международных клиентов аудита в Германии, несмотря на громкий крах Wirecard, в результате которого фирму подвергли резкой критике за то, что она не обнаружила мошенничество на €1.9 млрд.
Согласно исследованию консалтинговой компании Lünendonk & Hossenfelder, с 2017 года EY удвоила свою долю рынка аудита «голубых фишек» национального индекса DAX.
К 2021 году она впервые будет оказывать услуги аудита 7 из 30 крупных групп, включенных в список Dax.
Среди них такие тяжеловесы, как Deutsche Bank, Volkswagen, Siemens, Munich Re и Deutsche Telekom. EY также проводит аудит Lufthansa и Airbus, которые индекс средней капитализации MDAX.
Исторически у фирмы было всего 3 или 4 клиента из Dax.
«В последние годы EY успешно зарекомендовала себя как третий по величине аудитор немецких голубых фишек - сегмент, в котором традиционно доминировали KPMG и PwC», - сказал Йорг Хоссенфельдер, партнер Lünendonk & Hossenfelder.
Смена аудитора - сложный и дорогостоящий процесс, который в Германии может занять несколько лет. Однако эксперты по аудиту и корпоративному управлению ожидают, что последствия скандала с Wirecard ограничат возможности EY по привлечению большего числа клиентов.
В настоящее время компания находится под следствием немецкого регулятора аудита Apas и ей грозят судебные исками со стороны инвесторов Wirecard.
Ее ближайший конкурент из Большой четверки, фирма KPMG, в конфиденциальном приложении к специальному аудиту Wirecard обнаружила, что EY упустила возможность пресечь мошенничество, более внимательно расследовав подозрения, возникшие в 2016 году.
«Ущерб репутации EY будет огромным», - считает Хансруди Ленц, профессор бухгалтерского учета в Вюрцбургском университете.
Кристиан Стренгер, специалист по корпоративному управлению и бывший глава управляющей компании DWS, предсказал, что EY вскоре будет бороться за привлечение новых клиентов.
«После Wirecard наблюдательным советам крупных компаний будет очень сложно отстаивать свою позицию в пользу фирмы», - сказал он.
На данный момент только DWS и немецкий банк Commerzbank (оба зарегистрированы на немецкой бирже, но не являются участниками индекс DAX) заявили, что откажутся от аудиторских услуг EY. Обе компании понесли большие убытки из-за краха Wirecard и рассматривают возможность предъявления иска EY.
Deutsche Bank, который перешел к EY в 2020 году после более чем 60 лет работы с KPMG, заявил, что «будет внимательно следить за всеми дальнейшими событиями и анализировать их влияние на банк».
Финансовый директор VW Фрэнк Виттер сообщил акционерам в сентябре, что назначение EY группой после 70 лет работы в PwC было «основано на процессе отбора, на который ушло несколько месяцев», и добавил, что автопроизводитель «не обнаружил того, что могло бы поставить под сомнение процесс отбора».
Договор с Volkswagen на аудит является одним из самых прибыльных в DAX. Группа заплатила PwC €19 млн. за аудит в 2019 году, а также €33 млн. за налоговые консультации и другие услуги.
Компания MTU Aero Engines, зарегистрированная в DAX и использующая EY в качестве аудитора с 2014 года, заявила, что не планирует менять аудитора до конца 10-летнего срока.
«Бизнес-модель MTU довольно сложна, и аудиторам требуется значительный отраслевой опыт для эффективного и результативного выполнения своих обязанностей», - заявили в компании, - «Мы считаем, что нынешние аудиторы EY обладают квалификацией в этом отношении. Годовое собрание акционеров MTU придерживалось этой точки зрения в августе».
Lufthansa заявила, что не планирует менять аудитора. Siemens, EY и KPMG от комментариев отказались.
По словам Дирка Хильдебрандта, независимого аудитора из Кельна, растущее доминирование EY на рынке аудита голубых фишек Германии обусловлено тремя факторами: новыми правилами, обязывающими компании, котирующиеся на бирже, чаще менять аудитора, агрессивным ценообразованием со стороны EY и отсутствием выбора для транснациональных компаний.
Крупным международным компаниям нужен аудитор с глобальной сетью и опытом работы со сложными корпоративными структурами. Такой уровень услуг, как правило, может предложить только Большая четверка компаний EY, Deloitte, KPMG и PwC.