Годовые финансовые отчеты компаний, как правило, должны быть проверены (аудированы) независимой аудиторской фирмой в соответствии с установленными стандартами аудита.

Затем независимый аудитор составляет письменное заключение о финансовой отчетности. Такой отчет, содержащий мнение аудитора, также упоминается как аудиторский отчет, отчет аудитора или аудиторское заключение (англ. 'audit report').

Аудиторские отчеты могут различаться в разных странах, но минимальные компоненты отчета, в том числе специальный раздел, содержащий мнение аудитора, аналогичны.

Проведение аудита финансовой отчетности может потребоваться в рамках договорного соглашения, действующего законодательства или регулирования.

МСА, Международные стандарты аудита (ISA, International standards on auditing), были разработаны Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность (IAASB, International Auditing and Assurance Standards Board).

Этот орган возник из МФБ, Международной федерации бухгалтеров (IFAC, International Federation of Accountants).

МСА (ISA) были приняты во многих странах и упоминаются в аудиторских отчетах, выданных в этих странах.

Другие страны, такие как Соединенные Штаты, принимают свои собственные стандарты аудита. С принятием Закона Сарбейнса-Оксли в 2002 году в Соединенных Штатах, стандарты аудита для публичных компаний устанавливаются Советом по надзору за бухгалтерским учетом в публичных компаниях (PCAOB, Public Company Accounting Oversight Board).

В соответствии с международными стандартами аудита (МСА), основными целями аудитора при проведении аудита финансовой отчетности являются:

(a) получить разумную уверенность в том, что финансовая отчетность в целом свободна от существенного искажения как по причине недобросовестных действий, так и вследствие ошибки, чтобы аудитор оказался в состоянии выразить соответствующее мнение относительно того, действительно ли финансовая отчетность подготовлена во всех существенных отношениях в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности;

(b) подготовить аудиторское заключение о финансовой отчетности и представить его с учетом требований Международных стандартов аудита в соответствии с теми выводами, к которым пришел аудитор.


См. параграф ISA 200:11.

Публичные компании (т.е., компании, чьи ценные бумаги допущены к свободной торговле на биржах) могут также попадать под требования, установленные регулирующими органами или фондовыми биржами, такие как назначение независимого Комитета по аудиту в Совете директоров компании для наблюдения за процессом проведения аудита.

Процесс проведения аудита (или аудиторские процедуры, англ. 'audit process') обеспечивает основу для выражения независимым аудитором мнения о достоверном отражении в финансовой отчетности финансового положения, результатов деятельности, а также денежных потоков компании в соответствии с применяемыми компанией стандартами бухгалтерского учета.

Аудиторские проверки разрабатываются и проводятся с использованием выборочного метода, а также сумм статей финансовой отчетности, которые могут быть основаны на бухгалтерских оценках и допущениях. Это означает, что аудиторы не могут выражать мнение, которое обеспечивает абсолютную уверенность в точности финансовой отчетности.

Вместо этого, независимый аудиторский отчет обеспечивает разумную уверенность (англ. 'reasonable assurance') в том, что финансовая отчетность представлена достоверно (англ. 'fairly presented'), а это означает, что существует высокая вероятность того, что проаудированные финансовые отчеты не содержат существенных искажений как по причине недобросовестных действий, так и вследствие ошибки (англ. 'material error, fraud, or illegal acts'), которые оказывают непосредственное влияние на финансовую отчетность.

Выражение мнения в аудиторском заключении.

Независимое аудиторское заключение выражает мнение аудитора о достоверности проаудированной финансовой отчетности, при этом в нем указываются проаудированные финансовые отчеты, отчитывающаяся организация и дата.

Немодифицированное или положительное мнение без оговорок (англ. 'unqualified audit opinion', 'unmodified audit opinion' или 'clean opinion') в аудиторском заключении указывает на то, что финансовая отчетность «дает правдивое и достоверное представление» (по ISA, англ. 'give true and fair view') или «достоверно представлена» (по ISA и PCAOB, англ. 'fairly presented') в соответствии с применимыми стандартами бухгалтерского учета.

Положительное мнение аудитора - это то мнение, которое аналитики хотели бы видеть в аудиторском заключении финансового отчета.

Есть несколько других типов модифицированных мнений.


Мнение с оговоркой или условно положительное мнение аудитора (англ. 'qualified audit opinion') - это мнение, в котором есть некоторые исключения или расхождения со стандартами бухгалтерского учета.

Исключения описываются в аудиторском заключении дополнительными пояснительными пунктами, так, чтобы аналитик мог определить важность исключения.


Отрицательное мнение (англ. 'adverse audit opinion') выражается в заключении, когда аудитор определяет, что финансовая отчетность существенно отходит от стандартов учета и не достоверно представлена.


И, наконец, отказ от выражения мнения (англ. 'disclaimer of opinion') имеет место, когда по какой-либо причине, например, из-за ограничения объемов аудита (т.е. наложения ограничений на аудитора при проведении проверки), аудиторы не могут выразить свое мнение.


В аудиторском заключении также описывается основание для выражения мнения аудитора (англ. 'basis for opinion'), а для публичных компаний, заключение также включает в себя раздел с обсуждением ключевых вопросов аудита (стандарты ISA - 'Key Audit Matters', стандарты PCAOB - 'Critical Audit Matters').

Обсуждение ключевых вопросов аудита (Key Audit Matters) в отчете аудитора требуется в соответствии со стандартом МСА (ISA) 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении», выпущенным IAASB и вступившим в силу в 2017 году.

Обсуждение критических вопросов аудита (Critical Audit Matters) также требуется стандартом AS 3101, выпущенным PCAOB и вступившим в силу в июне 2019 года.

Ключевые вопросы аудита определены как вопросы, которые аудитор считает наиболее важным, например, те, которые связаны с более высоким риском искажения, требуют использования руководством значительных суждений, или отражения последствий существенных сделок на протяжении отчетного периода.

Критические вопросы аудита (Critical Audit Matters) определены как вопросы, которые предполагают использование аудитором «особенно субъективных или сложных суждений» и аналогичным образом несут в себе более высокий риск искажения или требуют использования руководством значительных суждений и оценок.

Иллюстрация 10 представляет Отчет независимого аудитора для Volkswagen. Следует отметить, что Volkswagen получил немодифицированное аудиторское заключение (т.е., положительное, без оговорок) от PricewaterhouseCoopers за 2017 финансовый год.

Иллюстрация 10. Отчет независимого аудитора для Volkswagen.

После проведения аудиторской проверки, мы сделали следующее аудиторское заключение без оговорок, 23 февраля 2018.

Этот отчет изначально был подготовлен на немецком языке. В случае неясностей немецкая версия имеет преимущественное значение:

Для VOLKSWAGEN AKTIENGESELLSCHAFT, Wolfsburg (далее Компания). Аудиторское заключение о проверке консолидированной финансовой отчетности и отчета руководства группы.

Мнение.

Мы провели аудит консолидированной финансовой отчетности VOLKSWAGEN AKTIENGESELLSCHAFT, Wolfsburg, и ее дочерних компаний (далее Группа). Отчетность включает в себя отчет о прибылях и убытках и отчет о совокупном доходе, балансовый отчет, отчет об изменениях в собственном капитале и отчет о движении денежных средств за финансовый год с 1 января по 31 декабря 2017 года, а также примечания к консолидированной финансовой отчетности, включая краткое изложение основных положений учетной политики.

Кроме того, мы провели аудит отчета руководства Группы VOLKSWAGEN AKTIENGESELLSCHAFT, который сочетает в себе отчет руководства Компании, за финансовый год с 1 января по 31 декабря 2017 года.

Мы не проводили аудит частей отчета руководства Группы, перечисленных в разделе «Прочие сведения» нашего аудиторского заключения, в соответствии с требованиями немецкого законодательства.

По нашему мнению, на основе сведений, полученных в ходе проверки,

  • прилагаемая консолидированная финансовая отчетность соответствует во всех существенных отношениях МСФО (IFRS), принятым в ЕС, а также дополнительным требования немецкого коммерческого права в соответствии с § [Статья] 315e Abs. [параграф] 1 HGB [Handelsgesetzbuch: Коммерческий кодекс Германии] и, в соответствии с этими требованиями, дает правдивое и достоверное представление об активах, обязательствах, а также финансовом положении Группы по состоянию на 31 декабря 2017 года, а также о ее финансовых результатах за финансовый год с 1 января по 31 декабря 2017 года, и
  • сопроводительный отчет руководства Группы в целом обеспечивает соответствующее представление о позиции Группы. Во всех существенных аспектах, этот отчет соответствует консолидированной финансовой отчетности, немецким правовыми требованиями и в нем соответствующим образом представлены возможности и риски будущего развития Группы. Наше аудиторское заключение по отчету руководства Группы не распространяется на содержание части отчета руководства Группы, перечисленные в разделе «Прочие сведения» нашего аудиторского заключения.

В соответствии с § 322 Abs. 3 Satz [предложение] 1 HGB, мы заявляем, что наша проверка не привела к каким-либо оговоркам в отношении правового соответствия консолидированной финансовой отчетности и отчета управления Группы.

Основание для выражения мнения.

Мы провели аудит консолидированной финансовой отчетности и отчета управления Группы в соответствии с § 317 HGB и Правилами регулирования аудита ЕС (№ 537/2014, упоминаемые ниже как «Правила регулирования») и в соответствии с немецкими общепринятыми стандартами аудита финансовой отчетности, опубликованными Institut der Wirtschaftsprufer [Институт общественных аудиторов в Германии] (IDW).

Наши обязанности в соответствии с этими требованиями и принципами дополнительно описаны в разделе «Обязанности аудитора по аудиту консолидированной финансовой отчетности и отчета управления Группа» нашего аудиторского заключения.

Мы независимы от компаний Группы в соответствии с требованиями европейского права и коммерческого и профессионального права Германии, и мы выполнили другие немецкие профессиональные обязанности аудитора в соответствии с этими требованиями.

Кроме того, в соответствии со Статьей 10 (2) пункт (f) Правил регулирования, мы заявляем, что мы не оказывали неаудиторских услуг, запрещенных в соответствии со статьей 5 (1) Правил регулирования. Мы считаем, что полученные нами аудиторские являются достаточными, чтобы служить основанием для нашего мнения о финансовой отчетности и отчета управления Группы.

Привлечение внимания - дизельная проблема.

[см. также освещение этой проблемы в новостях]

Мы обращаем внимание на представленную информацию и заявления, сделанные в разделе «Ключевые события» примечаний к консолидированной финансовой отчетности и в разделе «Дизельная проблема» отчета руководства Группы, в отношении дизельной проблемы, включая информацию о лежащих в основе проблемы причинах, непричастности членов Совета директоров, а также влияние на данную финансовую отчетность.

Основываясь на результатах различных действий, принятых с целью изучения вопроса, которые лежат в основе консолидированной финансовой отчетности и отчета управления группы, мы делаем вывод о том, что до сих пор нет доказательств того, что члены Совета директоров были осведомлены о преднамеренной манипуляции программным обеспечением дизельных двигателей, до лета 2015 года.

Тем не менее, если в результате продолжающегося расследования будут получены новые твердые подтверждения, показывающие, что члены Совета директоров были ранее осведомлены о дизельной проблеме, это в конечном счете может оказать влияние на консолидированную финансовую отчетность и отчет управления Группы за 2017 финансовый год и предыдущие годы.

Оценочные обязательства, касающиеся гарантий и юридических рисков, отраженные в учете до сих пор, основаны на представленных на текущий момент подтверждениях. Из-за неизбежных неопределенности, связанных с текущим и ожидаемым судебным процессом, нельзя исключать, что оценка будущих рисков может быть различной.

Наше мнение о консолидированной финансовой отчетности и отчета руководства Группы не изменилось в отношении этого вопроса.

Источник: Годовой отчет Volkswagen за 2017 год.

В Соединенных Штатах, в соответствии с Законом Сарбейнса-Оксли, аудиторы должны также выразить свое мнение о системах внутреннего контроля компании. Эта информация может быть представлена ​​в виде отдельного заключения или включена в качестве параграфа в заключение о финансовой отчетности.

Система внутреннего контроля (англ. 'internal control system') является внутренней системой компании, которая предназначена, среди прочего, для того, чтобы обеспечить качественный процесс подготовки финансовой отчетности. Хотя руководство всегда несет ответственность за поддержание эффективной системы внутреннего контроля, закон Сарбейнса-Оксли значительно повышает ответственность руководства за демонстрацию того, что система внутреннего контроля компании являются эффективной.

В настоящее время регуляторы рынка ценных бумаг в США требуют от руководства публичных компаний явно брать на себя ответственность за эффективность системы внутреннего контроля, оценку эффективности внутреннего контроля с использованием соответствующих критериев контроля, обеспечение оценки достаточными компетентными доказательствами, и представления отчета о внутреннем контроле.

Хотя эти отчеты представляют собой определенные гарантии для аналитиков, они не являются непогрешимыми.

Финансовый аналитик должен всегда обладать здоровым скептицизмом при анализе финансовой отчетности.

Прочие источники информации для финансового аналитика.

Информация, описанная выше, в разделах посвященным основным финансовым отчетам и примечаниям к отчетности, как правило, предоставляется акционерам по крайней мере ежегодно.

Кроме того, компании также предоставляют информацию о вознаграждении своего руководства и руководителя, эффективности акций компании, а также любых потенциальных конфликтах интересов, которые могут существовать между управлением, Советом директоров и акционерами.

Эта информация может появиться в годовом отчете компании или других общедоступных документах. Государственные компании часто предоставляют эту информацию в уведомлениях о голосовании (англ. 'proxy statement'), которые распространяются среди акционеров по вопросам, которые должны быть поставлены на голосование на ежегодном (или специальном) собрании акционеров.

Промежуточные отчеты (англ. 'interim reports') также предоставляются компанией два раза в год или ежеквартально, в зависимости от применяемых нормативных требований. Промежуточные отчеты обычно содержат четыре основных финансовых отчета и сокращенные примечания, но не проверяются аудиторами.

Эти промежуточные отчеты представляют обновленную информацию о деятельности и финансовом положении компании с момента последнего годового периода.

Компании также предоставляют текущую уместную информацию на своих сайтах, в пресс-релизах, а также в записях совещаний с аналитиками и инвесторами.

Одним типом пресс-релиза, который аналитики часто считают особенно важным, является периодическое объявление о финансовых результатах или прибыли (англ. 'earnings announcement').

[см. примеры таких пресс-релизов в Иллюстрации 1 и Иллюстрации 2]

Объявление финансовых результатов часто появляется задолго до того, как компания представит свои официальные финансовые отчеты. Такие объявления часто следуют после телеконференции, в которой старшие руководители описывают вопросы деятельности компании и отвечают на вопросы от участников телеконференции.

После конференции, Отдел по связям с инвесторами может опубликовать на веб-сайте компании запись (стенограмму) совещания в сопровождении слайдов и дополнительной обсуждавшейся информации.

При проведении анализа финансовой отчетности, аналитики должны рассмотреть все эти источники компании информации, а также информацию из внешних источников, касающуюся экономического окружения, отрасли, самой компании и аналогичных (сопоставимых) компаний.

Информация об экономике, отрасли и компаниях-аналогах полезна при использовании финансовых показателей компании в перспективе и в оценке будущего положения компании. В большинстве случаев информация из внешних источников (помимо самой компании) имеет решающее значение для эффективности анализа.


Например, аналитик, изучающий ориентированные на розничного потребителя компании, как правило, стремится изучить ее продукцию непосредственно (попробовать пищу или напитки, использовать шампунь или мыло, посетить магазины или гостиницу).

Аналитик, занимающийся сильно регулируемой отраслью, будет изучать существующие и ожидаемые правила регулирования.

Аналитик, занимающийся технической отраслью, получит соответствующую экспертизу лично или запросит ее у технического специалиста.

В целом, тщательное исследование отрасли выходит за рамки анализа финансовых отчетов.

В следующем разделе мы рассмотрим структурную основу (фреймворк) для использования всей этой информации в анализе финансовой отчетности.