Кредиторы обычно ждут окончания рождественских распродаж, прежде чем надавить на отчаянно конкурирующих ритейлеров, и нет оснований полагать, что в начале 2018 года их стратегия изменится.
После удивительно сильного конца 2016 года, ритейлеры пережили намного более жесткий 2017 год. Во-первых, потребительские расходы пострадали от неприятного сжатия реальных доходов, причем цены росли быстрее, чем заработная плата.
В течение нескольких месяцев после референдума о выходе из ЕС падение курса фунта увеличило стоимость импорта. Это помогает объяснить, почему бизнес был настолько оживленным во второй половине 2016 года и с тех пор сильно ослаб. Продажи новых автомобилей были особенно низкими.
Во-вторых, ритейлеры видели, что их прибыль сдерживается ростом инфляции выше минимальной заработной платы и более высокими пенсионными расходами. Они стремились перенести свои более высокие издержки на потребителей, но это не так просто, когда бюджеты домашних хозяйств находятся под давлением.
Все это произошло в то время, когда розничная торговля переживала глубокие изменения. Потребители знают, что могут сэкономить время и деньги, совершая покупки в Интернете, и это сильный удар для традиционных оффлайн-магазинов.
В 2018 году жизнь будет чуть легче, но не намного. Основные последствия ослабления фунта уже отразились на экономике, поэтому годовой уровень инфляции Великобритании снизится с нынешнего уровня 3,1% в ближайшие месяцы.
Средний рост доходов, который в настоящее время составляет 2,3% в год, также может немного увеличиться, увеличив потребительские расходы. Но это воздействие не будет драматичным.