Почти каждое государство поддерживает определенные компании или бизнес, предоставляя субсидии или другие виды государственной помощи. Рассмотрим основные правила МСФО, регулирующие государственные субсидии.
Поскольку государственные субсидии являются явной выгодой и предоставляют преимущество по отношению к другим компаниям, не получившим такой помощи, их необходимо должным образом отразить в финансовой отчетности.
Как?
Сначала рассмотрим правила МСФО, а затем разберем простой пример.
Важнейшим стандартом, касающимся государственных субсидий, является МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».
Это довольно старый стандарт - он был выпущен в 1983 году и вступил в силу с 1 января 1984 года, и с этого дня существенных изменений в правилах практически не было.
Основная задача МСФО (IAS) 20 - предписать учет и раскрытие информации о:
[см. параграф IAS 20.1]
МСФО (IAS) 20 касается почти всех видов государственных субсидий кроме следующих исключений:
[см. параграф IAS 20.2]
Прежде чем углубиться в подробности, отдельно подчеркнем, что вы никогда не должны относить (кредитовать) получение какого-либо государственного гранта напрямую на собственный капитал компании.
Подход с позиции капитала (англ. 'capital approach') не допускается в МСФО.
Вместо этого правила МСФО предписывают так называемый «подход с позиции дохода» (англ. 'income approach') - признание субсидий в качестве дохода за соответствующие периоды, чтобы эти доходы этих периодов соответствовали расходам тех же периодов, которые эти субсидии должны компенсировать.
[см. параграф IAS 20.16]
Конкретная процедура учета зависит от цели полученной субсидии. Компания может получить субсидию или на:
Если предприятие получает субсидию на приобретение активов, у него есть есть два варианта предоставления такой субсидии в финансовой отчетности:
В приведенном ниже примере мы рассмотрим оба варианта.
Здесь вам нужно провести различие между субсидиями на прошлые расходы (уже понесенные) и субсидиями на текущие или предстоящие расходы.
Если субсидия предоставляется для возмещения расходов, понесенных в прошлом, то она немедленно признается в составе прибыли или убытка.
Если субсидия предоставляется для возмещения расходов, осуществляемых в настоящее время или в будущем, то она признается в составе прибыли или убытка в периоды возникновения и признания этих затрат.
С точки зрения представления субсидий в отчетности возможны 2 варианта:
Проиллюстрируем это на коротком примере.
Компания ABC получает следующие государственные субсидии в 20x2 году:
Необходимо составить бухгалтерские проводки за год, закончившийся 31 декабря 20x2 года.
Решение.
Поскольку компания получила 3 разных субсидии, разберем их одну за другой.
Это - типичная субсидия на приобретение основных средств. Как указано выше, в этом случае есть два варианта:
Вариант № 1: Доходы будущих периодов.
Компания ABC может отнести субсидию на доходы будущих периодов и амортизировать ее в течение срока полезного использования станции, чтобы сопоставить доход от субсидии с соответствующими расходами (в данном случае с амортизационными отчислениями).
В 20x2 году ABC признает часть этой субсидии в размере 2 500 д.е. в составе прибыли и убытков (рассчитывается как 40 000 д.е., деленные на 8 лет, умножить на 6 месяцев 20x2 года, деленные на 12 месяцев).
Бухгалтерские проводки:
Описание операции |
Сумма |
Дебет |
Кредит |
---|---|---|---|
Получение субсидии |
40,000 |
(ОФП) Денежные средства |
(ОФП) Доходы будущих периодов |
Признание в составе прибылей и убытков в 20x2 г. |
2,500 (40,000/8 * 6/12) |
(ОФП) Доходы будущих периодов |
(ОПУ) Доход от государственных субсидий |
Вариант № 2: Вычет из стоимости актива.
Компания ABC может вычесть сумму субсидии из балансовой стоимости водоочистительной станции. Затем признание этой суммы в составе прибыли и убытков автоматически отразится в амортизационных отчислениях.
В результате новая балансовая стоимость станции при первоначальном признании составит 60 000 д.е. (100 000 д.е. минус 40 000 д.е.), а размер ежегодных амортизационных отчислений составит 7 500 д.е. (60 000 д.е. разделить на 8 лет) вместо 12 500 д.е. (100 000 д.е. разделить на 8 лет). В первый год амортизация составит 3 750 д.е. (только 6 месяцев).
Бухгалтерские проводки:
Описание операции |
Сумма |
Дебет |
Кредит |
---|---|---|---|
Получение субсидии |
40,000 |
(ОФП) Денежные средства |
(ОФП) Основные средства (станция) |
Признание в составе прибылей и убытков в 20x2 г. (в пределах амортизационных отчислений) |
3,750 (60,000/8 * 6/12) |
(ОПУ) Амортизация станции |
(ОФП) Основные средства (станция) |
Примечание:
ОФП - отчет о финансовом положении;
ОПУ - отчет о прибылях и убытках.
По-видимому, вторая субсидия предоставляется для возмещения расходов на экологические мероприятия в период с 20x2 по 20x5 годы. Другими словами, это грант на текущие и будущие расходы.
Компания ABC должна признать доход от субсидии в периоды возникновения соответствующих расходов.
В этом примере мы можем рассчитать долю, признанную в составе прибылей и убытков в 20x2 г. на пропорциональной основе, т. е. предположительно 3 000 д.е. в 20x2 году, деленные на общие предполагаемые расходы в размере 14 000 д.е. и умноженные на сумму субсидии в размере 10 000 д.е.
Эта проводка кредитует счет прибылей и убытков, но здесь компания ABC имеет возможность представить доход от субсидии в качестве отдельной статьи (что проще) или вычесть эту сумму из расходов.
Бухгалтерские проводки:
Описание операции |
Сумма |
Дебет |
Кредит |
---|---|---|---|
Получение субсидии |
10,000 |
(ОФП) Денежные средства |
(ОФП) Доходы будущих периодов |
Признание в составе прибылей и убытков в 20x2 г. |
2,143 (3,000/14,000 * 10,000) |
(ОФП) Доходы будущих периодов |
(ОПУ) Доход от государственных субсидий (или соответствующий расход) |
Третья субсидия относится к расходам, которые были понесены в предыдущие годы - 20x0 и 20x1.
В результате субсидия признается немедленно в составе прибылей и убытков.
Бухгалтерские проводки:
Описание операции |
Сумма |
Дебет |
Кредит |
---|---|---|---|
Получение гранта |
3,000 |
(ОФП) Денежные средства |
(ОПУ) Доход от государственных субсидий |