Поскольку государственные субсидии являются явной выгодой и предоставляют преимущество по отношению к другим компаниям, не получившим такой помощи, их необходимо должным образом отразить в финансовой отчетности.

Как?

Сначала рассмотрим правила МСФО, а затем разберем простой пример.

Что предписывают правила МСФО?

Важнейшим стандартом, касающимся государственных субсидий, является МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».

Это довольно старый стандарт - он был выпущен в 1983 году и вступил в силу с 1 января 1984 года, и с этого дня существенных изменений в правилах практически не было.

Основная задача МСФО (IAS) 20 - предписать учет и раскрытие информации о:

  • Государственных субсидиях или грантах (англ. 'government grants'). Попросту говоря, это фактические ресурсы, будь то денежные или неденежные, переданные субъекту государством, в большинстве случаев после выполнения некоторых условий;
  • Государственной помощи (англ. 'government assistance') - это другие действия государства, призванные обеспечить экономическую выгоду для организации, например, бесплатная маркетинговая поддержка или бизнес-консультации.

[см. параграф IAS 20.1]

МСФО (IAS) 20 касается почти всех видов государственных субсидий кроме следующих исключений:

  • Государственная помощь в виде налоговых льгот (налоговые льготы, налоговые каникулы и т. д.),
  • Субсидии, связанные с сельским хозяйством, которые учитываются в соответствии с МСФО (IAS) 41;
  • Отражение субсидий в финансовой отчетности, отражающее влияние изменения цен и
  • Ситуация, при которой организация выступает в качестве полного или частичного собственника компании.

[см. параграф IAS 20.2]

Как учитывать государственные субсидии?

Прежде чем углубиться в подробности, отдельно подчеркнем, что вы никогда не должны относить (кредитовать) получение какого-либо государственного гранта напрямую на собственный капитал компании.

Подход с позиции капитала (англ. 'capital approach') не допускается в МСФО.

Вместо этого правила МСФО предписывают так называемый «подход с позиции дохода» (англ. 'income approach') - признание субсидий в качестве дохода за соответствующие периоды, чтобы эти доходы этих периодов соответствовали расходам тех же периодов, которые эти субсидии должны компенсировать.

[см. параграф IAS 20.16]

Конкретная процедура учета зависит от цели полученной субсидии. Компания может получить субсидию или на:

  • Приобретение (создание) актива или на
  • Возмещение расходов (связана с доходом).

Учет государственных субсидий по МСФО. Учет государственных субсидий по МСФО.

Учет субсидий, относящихся к активам.

Если предприятие получает субсидию на приобретение активов, у него есть есть два варианта предоставления такой субсидии в финансовой отчетности:

  • Представить ее как отложенный доход; или
  • Вычесть ее из балансовой стоимости приобретенного актива.

В приведенном ниже примере мы рассмотрим оба варианта.

Учет субсидий, относящихся к доходам (на возмещение расходов).

Здесь вам нужно провести различие между субсидиями на прошлые расходы (уже понесенные) и субсидиями на текущие или предстоящие расходы.

Если субсидия предоставляется для возмещения расходов, понесенных в прошлом, то она немедленно признается в составе прибыли или убытка.

Если субсидия предоставляется для возмещения расходов, осуществляемых в настоящее время или в будущем, то она признается в составе прибыли или убытка в периоды возникновения и признания этих затрат.

С точки зрения представления субсидий в отчетности возможны 2 варианта:

  • Представить субсидии как доход в составе отдельной статьи, такой как «Прочие доходы», или
  • Вычесть сумму субсидий из соответствующих расходов (т.е. из расходов, которые эти субсидии призваны компенсировать).

Проиллюстрируем это на коротком примере.

Пример учета государственных субсидий.

Компания ABC получает следующие государственные субсидии в 20x2 году:

  • 40 000 д.е. для приобретения водоочистительной станции. Стоимость станции составила 100 000 д.е., срок полезного использования - 8 лет. Компания ABC приобрела станцию ​​1 июля 20x2 года и ежемесячно начисляла амортизацию линейным методом.
  • 10 000 д.е. для покрытия расходов на экологические мероприятия в период 20x2-20x5 гг. Компания ABC планирует потратить 3 000 д.е. в 20x2-20x5 и 2 000 д.е. в 20x6 (всего 14 000 д.е.).
  • 3 000 д.е. для покрытия расходов на экологические мероприятия, совершенные ABC в 20x0-20x1 годов.

Необходимо составить бухгалтерские проводки за год, закончившийся 31 декабря 20x2 года.

Решение.

Поскольку компания получила 3 разных субсидии, разберем их одну за другой.

Субсидия на водоочистительную станцию.

Это - типичная субсидия на приобретение основных средств. Как указано выше, в этом случае есть два варианта:


Вариант № 1: Доходы будущих периодов.

Компания ABC может отнести субсидию на доходы будущих периодов и амортизировать ее в течение срока полезного использования станции, чтобы сопоставить доход от субсидии с соответствующими расходами (в данном случае с амортизационными отчислениями).

В 20x2 году ABC признает часть этой субсидии в размере 2 500 д.е. в составе прибыли и убытков (рассчитывается как 40 000 д.е., деленные на 8 лет, умножить на 6 месяцев 20x2 года, деленные на 12 месяцев).

Бухгалтерские проводки:

Описание операции

Сумма

Дебет

Кредит

Получение субсидии

40,000

(ОФП) Денежные средства

(ОФП) Доходы будущих периодов

Признание в составе прибылей и убытков в 20x2 г.

2,500 (40,000/8 * 6/12)

(ОФП) Доходы будущих периодов

(ОПУ) Доход от государственных субсидий


Вариант № 2: Вычет из стоимости актива.

Компания ABC может вычесть сумму субсидии из балансовой стоимости водоочистительной станции. Затем признание этой суммы в составе прибыли и убытков автоматически отразится в амортизационных отчислениях.

В результате новая балансовая стоимость станции при первоначальном признании составит 60 000 д.е. (100 000 д.е. минус 40 000 д.е.), а размер ежегодных амортизационных отчислений составит 7 500 д.е. (60 000 д.е. разделить на 8 лет) вместо 12 500 д.е. (100 000 д.е. разделить на 8 лет). В первый год амортизация составит 3 750 д.е. (только 6 месяцев).

Бухгалтерские проводки:

Описание операции

Сумма

Дебет

Кредит

Получение субсидии

40,000

(ОФП) Денежные средства

(ОФП) Основные средства (станция)

Признание в составе прибылей и убытков в 20x2 г. (в пределах амортизационных отчислений)

3,750 (60,000/8 * 6/12)

(ОПУ) Амортизация станции

(ОФП) Основные средства (станция)

Примечание:
ОФП - отчет о финансовом положении;
ОПУ - отчет о прибылях и убытках.
 

Субсидия на экологические мероприятия в 20x2-20x5 г.

По-видимому, вторая субсидия предоставляется для возмещения расходов на экологические мероприятия в период с 20x2 по 20x5 годы. Другими словами, это грант на текущие и будущие расходы.

Компания ABC должна признать доход от субсидии в периоды возникновения соответствующих расходов.

В этом примере мы можем рассчитать долю, признанную в составе прибылей и убытков в 20x2 г. на пропорциональной основе, т. е. предположительно 3 000 д.е. в 20x2 году, деленные на общие предполагаемые расходы в размере 14 000 д.е. и умноженные на сумму субсидии в размере 10 000 д.е.

Эта проводка кредитует счет прибылей и убытков, но здесь компания ABC имеет возможность представить доход от субсидии в качестве отдельной статьи (что проще) или вычесть эту сумму из расходов.

Бухгалтерские проводки:

Описание операции

Сумма

Дебет

Кредит

Получение субсидии

10,000

(ОФП) Денежные средства

(ОФП) Доходы будущих периодов

Признание в составе прибылей и убытков в 20x2 г.

2,143 (3,000/14,000 * 10,000)

(ОФП) Доходы будущих периодов

(ОПУ) Доход от государственных субсидий (или соответствующий расход)

Субсидия на экологические мероприятия в 20x0-20x1 г.

Третья субсидия относится к расходам, которые были понесены в предыдущие годы - 20x0 и 20x1.

В результате субсидия признается немедленно в составе прибылей и убытков.

Бухгалтерские проводки:

Описание операции

Сумма

Дебет

Кредит

Получение гранта

3,000

(ОФП) Денежные средства

(ОПУ) Доход от государственных субсидий