Для сравнения компаний аналитики обычно делают корректировки статей и показателей отчетности. Рассмотрим аналитические корректировки, связанные с гудвилом, - в рамках изучения анализа финансовой отчетности по программе CFA.
Гудвил (англ. 'goodwill') возникает, когда одна компания покупает другую по цене, превышающей справедливую стоимость приобретенных чистых идентифицируемых активов.
Чистые идентифицируемые активы включают оборотные активы, основные средства и некоторые нематериальные активы, которые обладают стоимостью и соответствуют критериям признания согласно стандартам бухгалтерского учета.
Широкий спектр нематериальных активов может потребовать оценки в контексте объединения бизнесов - например, бренды, технологии и клиентские базы.
Гудвил учитывается как актив и по сути представляет собой разницу между ценой покупки (компании) и чистыми идентифицируемыми активами (приобретаемой компании).
Например, предположим, что компания ParentCo покупает компанию TargetCo по цене покупки $400 млн., а справедливая стоимость идентифицируемых активов TargetCo составляет $300 млн. (включая справедливую стоимость оборотных активов, основных средств и признанного бренда).
ParentCo признает общие активы в размере $400 млн., состоящие из $300 млн. идентифицируемых активов (включая справедливую стоимость бренда) и $100 млн. гудвила.
Гудвил ежегодно тестируется на предмет обесценения, и если будет установлено, что его стоимость обесценена, ParentCo уменьшит сумму актива и отразит в отчетности списание стоимости актива в результате обесценения.
Одна из концептуальных трудностей, связанных гудвилом, возникает при сравнительном анализе финансовой отчетности.
Рассмотрим, например, две гипотетические компании из США, одна из которых расширялась за счет приобретения (поглощения), а другая расширялась самостоятельно. Предположим, что экономическая стоимость двух компаний одинакова: у каждой есть идентичный по ценности брендовый продукт, хорошо обученная рабочая сила и запатентованные технологии.
Компания, которая расширялась за счет приобретения, будет отражать сделку по приобретению целевой компании и ее базовых чистых активов на основе общей суммы вознаграждения, уплаченной за приобретение.
Компания, которая расширяется самостоятельно (т.е. за счет собственного роста и активов, созданных внутри компании), будет делать это за счет расходов на рекламу, обучения персонала и исследований. И все это относится на расходы в соответствии с US GAAP.
С учетом немедленного списания расходов, стоимость активов, созданных внутри компании, не капитализируется на балансе и, следовательно, не отражается напрямую на балансе компании (выручка, прибыль и денежные потоки должны отражать выгоды, полученные от инвестиций в нематериальные активы).
Коэффициенты, основанные на стоимости активов и/или прибыли, включая коэффициенты рентабельности (например, ROA) и отношение рыночной стоимости к балансовой стоимости (MV / BV), как правило, будут различаться для двух компаний из-за различий в балансовой стоимости активов и доходов, связанных с приобретенными нематериальными активами и гудвилом, даже если предполагается, что экономическая стоимость этих компаний идентична.
Коэффициент MV / BV (market value / book value) равен общей рыночной стоимости акций (рыночной капитализации), деленной на собственный (акционерный) капитал.
Его также называют «price-to-book ratio» (отношением цены акции к балансовой стоимости акции), потому что его также можно рассчитать как цену за акцию, деленную на собственный капитал на акцию.
Миано Марселья - аналитик, который проводит относительную оценку двух брокерских компаний по ценным бумагам TD Ameritrade Holding Corporation (AMTD) и Charles Schwab Corporation (SCHW).
В рамках общего анализа Марселья хотела бы увидеть, как эти две компании сравниваются друг с другом и с отраслью, исходя из отношения рыночной стоимости к балансовой стоимости. Поскольку обе компании являются крупными игроками в отрасли, Марселья ожидает, что их акции будут продаваться с более высоким MV/BV, чем средний показатель сектора финансовых услуг, который равен 2.2.
Она собирает следующие данные по двум компаниям.
SCHW |
AMTD |
|
---|---|---|
Рыночная капитализация на 30 августа 2018 г. (рыночная цена 1 акции, умноженная на количество акций в обращении) |
$68,620 |
$33,247 |
Общий акционерный капитал (по состоянию на 30 июня 2018 г. для обеих компаний) |
$20,097 |
$7,936 |
Гудвил |
$1,227 |
$4,198 |
Прочие нематериальные активы |
$93 |
$1,363 |
Марселья вычисляет MV / BV для компаний следующим образом:
Как и ожидалось, каждая компания, похоже, продает акции с премией к среднему показателю MV/BV по сектору, равному 2.2. Компании имеют схожие показатели MV/BV (т.е. они в некоторой степени одинаково оцениваются по отношению к балансовой стоимости акционерного капитала).
Однако Марселья обеспокоена тем, что AMTD имеет значительный размер гудвила и приобретенные нематериальные активы. Ей интересно, какой была бы относительная стоимость, если бы показатель MV/BV рассчитывался после корректировки балансовой стоимости, во-первых, для исключения гудвила, а, во-вторых, для исключения всех нематериальных активов.
Балансовая стоимость, уменьшенная на все нематериальные активы (включая гудвил), известна как «материальная балансовая стоимость» (tangible book value).
Решение для части 1:
($ млн.) |
SCHW |
AMTD |
---|---|---|
Акционерный капитал |
$20,097 |
$7,936 |
Минус: гудвил |
$1,227 |
$4,198 |
Скорректированная балансовая стоимость |
$18,870 |
$3,738 |
Скорректированный MV/BV |
3.6 |
8.9 |
($ млн.) |
SCHW |
AMTD |
---|---|---|
Акционерный капитал |
820,097 |
87,936 |
Минус: Гудвил |
81,227 |
84,198 |
Минус: Прочие нематериальные активы |
893 |
81,363 |
Материальная балансовая стоимость |
818,777 |
82,375 |
MV / Материальная балансовая стоимость |
3.7 |
14.0 |
Решение для части 2:
После корректировки, исключающей гудвил, кажется, что акции SCHW продаются по гораздо более низкой цене относительно балансовой стоимости, чем AMTD (3.6 против 8.9) с такой же корректировкой.
После корректировки, исключающей прочие нематериальные активы, разница будет еще более значительной.