Основные направления изучения экономической теории.

В общем смысле, экономика - это изучение производства, распределения и потребления благ, и ее можно разделить на две широкие области исследования: макроэкономика и микроэкономика.

Макроэкономика (macroeconomics) занимается совокупными экономическими величинами, такими как национальный продукт и национальный доход, и она берет свои корни в микроэкономике (microeconomics), которая занимается рынками и принятием решений отдельных экономических единиц (субъектов), включающих потребителей и предприятия.

Микроэкономика является логической отправной точкой для изучения экономической теории.

Микроэкономика классифицирует частные экономические единицы на две группы: потребители (или домохозяйства) и фирмы (организации). Эти две группы приводят к теории потребления и теории фирмы как к двум направлениям обучения.

Теория потребления (theory of the consumer, consumer choice) занимается потреблением (спросом на товары и услуги) со стороны максимизирующих полезность лиц (то есть лиц, которые принимают решения, которые максимизируют удовлетворение, полученное от текущего и будущего потребления благ).

Теория фирмы (theory of the firm) занимается предложением товаров и услуг фирмами, максимизирующими прибыль.

В этом чтении (Анализ спроса и предложения) мы рассмотрим, как покупатели и продавцы взаимодействуют, чтобы определить цены и объемы операций.

Рыночный спрос.

Фундаментальная модель экономики частного предпринимательства - это модель рыночного спроса и предложения. Далее мы рассмотрим три важные темы, касающиеся стороны спроса этой модели:

  1. эластичность,
  2. эффект замещения и эффект дохода, и
  3. нормальные и неполноценные блага (товары).

Предполагается, что вы обладаете базовым пониманием модели спроса и предложения и понимаете, как рынок определяет равновесную цену, при которой количество товара, востребованное потребителями по этой цене, равно количеству товара, предлагаемому фирмами.


Количество товара, которое потребители готовы купить, зависит от ряда различных переменных. Возможно, наиболее важной из этих переменных является собственная цена товара.

В целом, экономисты считают, что, пока цена товара растет, покупатели предпочтут покупать меньшее его количество, и по мере того, как цена снижается, они покупают больше товара. Это мнение настолько универсально, что оно стало называться законом спроса (law of demand).

Хотя собственная цена товара важна для определения готовности потребителей его покупать, другие переменные также влияют на это решение.

Доходы потребителей, их вкусы и предпочтения, а также цены на другие товары, которые служат заменителями или дополнениями, являются лишь несколькими другими переменными, которые влияют на спрос потребителей.

Экономисты пытаются запечатлеть все эти воздействия в закономерности (взаимосвязи), которую называют функцией спроса (demand function).

Функция - это уравнение взаимосвязи, которое присваивает уникальное значение зависимой переменной для каждого данного набора значений группы независимых переменных.

Формула 1 является примером функции спроса. Формула 1 утверждает: «Потребляемое количество (т.е. объем спроса) товара \(X\) зависит от (является функцией) цены товара \(X\), дохода потребителей и цены товара \(Y\)»:

\( Q^d_x = f \left( P_x , I , P_y \right) \) (1)

где

  • \( Q^d_x \) = объем спроса на товар \(X\), выраженный в количестве потребляемого товара (например, ежемесячный спрос домохозяйства на бензин, выраженный в потребляемых литрах в месяц);
  • \( P_x \) = цена за единицу товара \(X\) (например, цена в € за литр);
  • \( I \) = доход потребителей (например, годовой доход домохозяйства в тысячах €);
  • \( P_y \) = цена другого товара \(Y\) (может быть много других товаров, а не только один, и они могут быть дополнениями или заменителями товара \(X\)).

Экономисты часто используют простые линейные уравнения для функций, чтобы рассчитать приблизительные значения реального спроса и предложения.

Формула 2 иллюстрирует гипотетический пример нашей функции для спроса на бензин:

\( Q^d_x = 84.5 - 6.39 P_x + 0.25 I - 2 P_y \) (2)

где объем потребляемого бензина (\( Q^d_x \)), т.е. спрос на бензин, является функцией цены за литр бензина (\( P_x \)), дохода потребителей в тыс. € (\( I \)) и средней цены автомобиля в тыс. €  (\( P_y \)).

Знаки коэффициентов для цены бензина (отрицательный) и дохода потребителей (положительный) отражают зависимость между этими переменными и количеством потребляемого бензина.

Отрицательный знак в средней цене автомобиля указывает на то, что если автомобили повышаются по цене, их вероятно, купят и будут использовать в меньшем количестве; следовательно, будет потребляться меньше бензина.

Как мы увидим позже, такие закономерности указывают на то, что бензин и автомобили имеют отрицательную эластичность спроса и, таким образом, эти товары дополняют друг друга.

Чтобы продолжить наш пример, предположим, что цена бензина (\( P_x \)) составляет €1.48 за литр, доход домохозяйства \( I \) составляет €50,000, а средняя цена автомобиля (\( P_y \)) составляет €50,000.

В этом случае эта функция предсказывает, что ежемесячный спрос на бензин на 1 домохозяйство составляет 47.54 литра, что рассчитывается следующим образом:

\( Q^d_x \) =  84.5 - 6.39(1.48) + 0.25(50) - 2(20) = 47.54

Напомним, что доход и цена автомобиля измеряются в тысячах €.

Обратите внимание, что знак переменной «собственной цены» (\( P_x \)) отрицателен; таким образом, по мере того, как цена бензина повышается, потребление домохозяйства уменьшается на 6.39 литров в месяц на каждое увеличение цены бензина на €1.

Термин собственная цена (own price) используется экономистами, чтобы подчеркнуть, что речь идет о цене основного товара (для которого определяется спрос или предложение), а не о цене какого-либо другого товара (встроенного в функцию спроса или предложения в качестве независимой переменной).

В нашем примере есть три независимых переменных в функции спроса и одна зависимая переменная. Если какая-либо из независимых переменных меняется, объем спроса (зависимая переменная) тоже меняется.

Часто возникает потребность сконцентрироваться на взаимосвязи между зависимой переменной и только одной из независимых переменных. Для достижения этой цели мы можем сделать константами другие независимые переменные (т.е. оставить их неизменными) и переписать уравнение.

Например, чтобы сконцентрироваться на взаимосвязи между спросом на товар и его собственной ценой, \( P_x \), мы делаем неизменными доход и цену товара \( Y \). В нашем примере эти значения составляют 50 и 20 соответственно.

Уравнение будет переписано так:

\( Q^d_x = 84.5 - 6.39 P_x + 0.25(50) - 2(20) = 57 - 6.39 P_x \) (3)

Объем спроса на бензин является функцией цены на бензин (6.39 за литр), дохода домохозяйства (€50,000) и средней цены автомобиля (€20,000).

Обратите внимание, что доход и цена автомобилей не игнорируются; Они просто удерживаются неизменными и «объединяются» в новый член константы,

57 = [84.5 + (0.25)(50) - (2)(20)].

Также обратите внимание, что мы можем найти \( P_x \), преобразовав Уравнение 3 в форму, которая дает Уравнение 4:

\( P_x = 8.92 - 0.156 Q^d_x \) (4)

Уравнение 4 находит цену бензина в зависимости от количества бензина, потребляемого за месяц, и называется обратной функцией спроса (inverse demand function).

Переменная \( Q_x \) в Уравнении 4 должна быть ограничена так, чтобы она была меньше или равна 57, чтобы цена не была отрицательной. График обратной функции спроса называется кривой спроса (demand curve) и показан в Иллюстрации 1.

Следуя обычной практике, мы показываем линейные кривые спроса, пересекающие ось количества при нулевой цене. В реальном мире функции спроса могут быть нелинейными в некоторых или всех частях своей области.

Таким образом, в практических случаях линейные функции спроса являются приближением функции истинного спроса, полезным для уместного диапазона значений.

Иллюстрация 1. Кривая спроса домохозяйства на бензин.

Кривая спроса домохозяйства на бензин.
Кривая спроса домохозяйства на бензин.

Кривая спроса представляет собой наибольшее количество товара, которое покупатель готов приобрести по соответствующим ценам, а также наивысшую цену, которую покупатель готов заплатить за соответствующие объемы товара.

В этом примере домохозяйство готово будет приобрести 47.54 литров бензина в месяц по цене €1.48 за литр. Если бы цена увеличилась до €2.48 за литр, домохозяйство было бы готово купить только 41.15 литров в месяц.

Эта кривая спроса построена с ценой по вертикальной оси и количеством по горизонтальной оси. Будет правильно интерпретировать это как определение либо самого высокого количества, которое домохозяйство купит по данной цене, либо как самую высокую цену, которую оно будет готово заплатить за данное количество.

В нашем примере, при цене бензина в €1.48 за литр, каждое домохозяйство готово покупать 47.54 литров в месяц.

То же самое можно выразить иначе: самая высокая цена, которую они готовы были бы заплатить за 47.54 литров бензина в месяц, составляет €1.48 за литр.

Если бы цена увеличилась на €1, то количество, которое домохозяйства были бы готовы приобрести, уменьшится на 6.39 литров, до 41.15 литров.

Наклон кривой спроса измеряется как изменение цены \( P \), деленное на изменение количества \( Q \) (\( \Delta P / \Delta Q \)), где \( \Delta \) обозначает «изменение»). В этом случае наклон кривой спроса составляет 1/-6.39 или -0.156.

Общая модель спроса и предложения может быть очень полезна для понимания направленных изменений в ценах и количестве, которые возникают в результате сдвигов в одной или другой кривой.

Однако, нам часто требуется измерить, насколько чувствительно потребляемое или предлагаемое количество к изменениями в независимых переменных, которые влияют на них. Это - концепция эластичности спроса (elasticity of demand) и эластичности предложения (elasticity of supply).

По сути, оба вида эластичности рассчитываются одинаково: это соотношение процентных изменений.

Дальнейшее обсуждение мы начнем с чувствительности спроса к изменениям в собственной цене.