Многие продуктовые ритейлеры стремятся сэкономить на пластиковой упаковке с помощью наклеек на фруктах и овощах, вместо того, чтобы использовать 'натуральный брендинг' высоких технологий.
Привычные всем наклейки на фруктах вряд ли покажутся кому-то проявлением заботы об окружающей среде, но отказ от их применения обеспечит значительную экономию на пластиковых отходах, энергии и выбросах CO2.
Чтобы удовлетворить потребительский спрос на отказ от упаковки, голландский поставщик фруктов и овощей Nature & More и шведский супермаркет ICA объединили свои усилия, чтобы заменить липкие этикетки на органических авокадо и сладком картофеле лазерными метками.
В Великобритании Marks & Spencer также уже использует лазерную маркировку на кокосовых орехах.
Названный "натуральным брендингом", этот метод использует сильный свет, чтобы удалить пигмент с кожуры овощей и фруктов. Маркировка пропадает вместе с удалённой кожурой и не влияет на срок годности и качество продуктов.
"Используя натуральный брендинг на всех органических авокадо, мы сэкономили бы на продажах 200 км. (135 миль) пластиковой ленты 30 см в ширину. Это не так много, но я думаю, это увеличит маржинальную прибыль", - говорит Питер Хагг, менеджер бизнес-единицы ICA .
Лазерная технология также создает менее 1% выбросов углерода, необходимых для производства наклейки аналогичного размера.
Стефан Мерит, менеджер по развитию бизнеса испанской компании Laser Food, разработавшей эту технологию, говорит что миллионы наклеек используются на пищевых продуктах по всему миру каждый день, а эта технология может привести к "значительному сокращению расхода бумаги, краски и клея", а также энергии, используемой для производства и транспортировки.
Экологическая устойчивость особенно важна для покупателей органических продуктов, на которых в настоящее время приходится почти пятая часть всех продаж фруктов и овощей продаж ICA, говорит Хагг.
Продажи органических продуктов связаны с ростом экологического сознания, такого как вера в пользу этих продуктов для здоровья.
Более молодые покупатели также выбирают продукты в зависимости от воздействия упаковки на окружающую среду. И мы знаем, что это направление будет очень важным в ближайшие годы.
Переключение с пластика на картона является плюсом, но продавать экологически чистые продукты без упаковки ещё лучше, - говорит Хагг. Тем не менее, в соответствии с правилами ЕС все продукты должны быть промаркированы, следовательно, необходимость в наклейках или их заменителях остаётся.
Это решение даёт возможность сделать неудаляемую маркировку на кожуре, что лучше с точки зрения устойчивости, так как позволяет полностью избежать проблем с ненадёжным креплением наклейки.
Технология Laser Food известна уже в течение нескольких лет, но ранее использовалось для маркетинга или брендинга, в продуктах, где не требовалась устойчивость.
"До сих пор никто не использовал эту технику с конкретной целью экономии на упаковке. Она использовалась для новизны, что приятно. Но отказ от упаковки на Пасху или Рождество вряд ли окупится", - говорит Майкл Уайлд, менеджер Nature & More, - "Сейчас мы делаем акцент на том, покупая данных продукт, вы экономите пластик".
Стоимость лазерного оборудование является высоким, говорит Уайлд, но после периода первоначальных инвестиций новая маркировка будет даже более рентабельной, чем наклейки.
Мы должны инвестировать в чрезвычайно дорогое оборудование, поскольку это инвестиции на будущее. Мы верим, что часть расходов супермаркеты возьмут на себя. Лазерная маркировка экономит ресурсы, СО2 и энергию, поэтому имеет смысл подсчитать её эффективность.
В то время как ICA экспериментирует со сладким картофелем и авокадо, продуктах, где приклеивание этикетки к кожуре является нетривиальной задачей, супермаркеты уже готовятся расширить эту технологию на другие продукты.
"Следующим шагом будет использование натурального брендинга на пищевых продуктах с кожурой, таких как яблоки или нектарины", - говорит Хагг, - "Если потребители отреагируют положительно, то не будет никаких ограничений. Мы планируем опробовать лазерную маркировку на дынях в летнее время, так как на данный момент есть проблема с креплением наклеек к кожуре".
Хотя участие ICA является крупнейшим тестированием на сегодняшний день, технология уже была использована на других европейских рынках.
В прошлом году британская сеть продуктовых супермаркетов Marks & Spencer опробовала лазерную маркировку на апельсинах, сэкономив несколько тонн упаковки, по информации от технолога Эндрю Меллони, который руководил проектом.
Тем не менее, способность кожуры цитрусовых "лечить" себя привела к тому, что лазерная отметка была уже не столь эффективной, так что процесс был приостановлен, но Marks & Spencer теперь использует её на кокосах и имеет планы по расширению на другие продукты.
Реакция покупателей на лазерно-брендинговую продукцию всё же является одной из немногих проблем для Хагга и Уайльда, но они утверждают, что сих пор отзывы в шведских социальных медиа были положительными.
По мнению Хагга, в настоящее время устойчивость маркировки не является "всегда хорошей новостью" для потребителей, но он надеется, что другие супермаркеты последуют примеру ICA.
Расчеты говорят о том, что стоимость останется прежней, но устойчивость увеличится. Я надеюсь, что новая маркировка будет применяться с большим количеством продуктов, в том числе неорганических.
Я могу только представить себе, сколько более крупный продуктовый ритейлер сможет на этом сэкономить. Я действительно надеюсь, что эта технология получит широкое распространение.