KPMG вводит официальную политику, которая запрещает сотрудникам называть аудируемое лицо «клиентом».
После череды скандальных обвинений, связанных с недобросовестным аудитом разорившихся компаний, бухгалтерские фирмы Большой четверки обратились за помощью к тезаурусу.
При описании компаний, которые они проверяют, слово «клиент» (англ. 'client') теперь недопустимо, и аудиторы ищут альтернативные формулировки, которые могут звучать более грубо, но превозносят при этом независимый статус аудиторской компании.
KPMG, которая больше всех подверглась резкой критике за качество своего аудита за последние 18 месяцев, - стала первой из Большой четверки, которая ввела официальную политику, которая требует, чтобы сотрудники относились к компании, в отношении которой проводится аудит, как к «аудируемой компании» или «аудируемой организации» (англ. 'audited company', 'audited entity').
Политика была введена председателем KPMG в Великобритании Биллом Майклом в ноябре прошлого (2018) года в попытке укрепить представление о том, что конечными клиентами фирмы являются акционеры компаний, которые она проверяет, а не директора компаний.
PwC, EY и Deloitte заявили, что у них нет официальной политики в отношении описания компаний, которые они проверяют. Тем не менее, PwC и Deloitte заявили, что они неофициально призвали своих аудиторов прекратить ссылаться на компании, которые они проверяют, как на «клиентов», в течение последних двух лет.
Deloitte дополнительно направляет официальное руководство сотрудникам по аудиту, напоминая им, что их компания несет ответственность перед акционерами организаций, которые они проверяют.
«Мы признаем различие, подчеркиваемое ссылкой на 'аудируемые организации', и поддерживаем это. Однако важна общая культура и образ мышления, а не только формулировка, и именно на этом мы, как фирма, продолжаем концентрировать свое внимание», - заявила Deloitte.
Майкл Изза, глава крупнейшего в Великобритании бухгалтерского органа ICAEW, заявил депутатам британского Парламента в январе, что отказ от отношения к компаниям как к клиентам поможет улучшить качество аудита.
Он изложил свои комментарии перед Комитетом по деловой, энергетической и промышленной стратегии Палаты общин, который изучает будущее аудиторской профессии после серии громких дискуссий о проблемах бухгалтерского учета в таких компаниях, как BHS, Carillion и Patisserie Valerie.
Скандалы, связанные с аудитом этих компаний, подняли вопрос о том, что аудитор слишком тесно связан со своим клиентом, чтобы обнаружить нарушение.
Изза заявил членам Парламента:
«Небольшой момент, но я думаю, что он лежит в основе культуры, заключается в том, что в рамках аудиторской фирмы проверяемые компании называются 'клиентами аудита'. Они не клиенты; клиентами являются инвесторы ... Поэтому вместо того, чтобы называть их клиентами аудита, почему бы не называем их 'компаниями, которые они проверяют'?»
Старший партнер по аудиту в EY заявил, что он поддержал переход к новой формулировке, хотя у фирмы нет официальной политики по этому вопросу. EY заявила, что «рассмотрит» рекомендации ICAEW.
Некоторые эксперты по бухгалтерскому учету скептически относились к тому, приведет ли это к реальным изменениям в поведении аудиторов.
Картик Раманна, профессор бизнеса и государственной политики Оксфордского Университета, сказал, что исключение термина «выглядит как смена вывески»:
«Это умный пиар, который отвлекает от реальной проблемы - коварного влияния прибыли от консалтинга на честность аудита»