Попечители Фонда МСФО опубликовали консультативный документ о создании системы стандартов устойчивости окружающей среды и Совета по стандартам устойчивости (SSB). В публикации приводится обзор основных положений документа, а также предполагаемой роли, целей и структуры SSB.
30 сентября 2020 года Попечители Фонда МСФО (IFRS Foundation) опубликовали Консультативный документ (Consultation Paper) для оценки потребности в отчетности об устойчивости окружающей среды на общемировом уровне и для изучения роли Фонда в разработке международных стандартов устойчивости окружающей среды (Sustainability standards).
Этот Консультативный документ был подготовлен специальной Комиссией (Task Force) и является частью консультативной работы Попечителей по формированию стратегии Фонда, которую необходимо проводить каждые пять лет.
Целью документа является получение обратной связи от заинтересованных сторон по трем основным направлениям.
Комментарии к этому документу должны быть представлены до 31 декабря 2020 года.
Специальная Комиссия работала в тесном сотрудничестве с заинтересованными сторонами, такими как инвесторы, регулирующие органы, центральные банки и аудиторские фирмы, чтобы изучить важность отчетности об устойчивости.
Вот некоторые из выводов Комиссии:
В настоящее время существует несколько требований к отчетности об устойчивости, каждое из которых имеет свою направленность. Например, некоторые из них сосредотачиваются на установлении нефинансовых стандартов, некоторые - на основах представления нефинансовой информации, а другие - на основах раскрытия информации, связанной с климатом.
Кроме того, они различаются по направленности в зависимости от воздействия рисков на саму компанию и/или воздействия компании на окружающую среду.
В этой связи Комиссия отметила, что:
Таким образом, на основе результатов взаимодействия Комиссии с заинтересованными сторонами и ее собственных исследований в Консультативном документе делается вывод о том, что существует острая необходимость в улучшении информации об устойчивости, предоставляемой организациями.
Документ констатирует, что:
В нем также говорится, что многие заинтересованные стороны признают тот факт, что дальнейшие отсрочки реализации общемировой инициативы могут оказать негативное влияние на переход к низкоуглеродной экономике.
Несколько органов и организаций рекомендовали Фонд как естественный выбор для потенциального формирования системы стандартов отчетности по устойчивости по следующим причинам:
Тем не менее, в документе подчеркивается, что, если Фонд будет участвовать в установлении стандартов устойчивости, ему потребуется поддержка и тесное сотрудничество с правительствами, регулирующими органами и национальными разработчиками стандартов.
В ответ на широко признанный и насущный спрос на непротиворечивую отчетность об устойчивости, а также на тот факт, что Фонд был предложен как наиболее очевидная организация для этой задачи, Попечители рассмотрели возможные варианты для Фонда в этой стратегической роли.
Были рассмотрены следующие основные варианты:
Если Попечители решат продолжить работу над SSB, его цель будет заключаться в разработке и поддержании общемировой системы стандартов отчетности по устойчивости с использованием любых существующих концептуальных основ и стандартов устойчивости.
Первоначально основное внимание SSB будет уделяться риску изменения климата, поскольку это ключевой финансовый риск, которому инвесторы и пруденциальные регулирующие органы уделяют большое внимания, следуя инициативам государственной политики в нескольких юрисдикциях.
Однако в Консультативном документе признается, что такие термины, как «информация, связанная с климатом» (climate-related information), допускают различные трактовки и должны быть правильно определены.
Попечители также будут открыты для возможности расширения сферы действия SSB в будущем для решения других предстоящих приоритетных вопросов, выходящих за рамки климата и окружающей среды, при условии соблюдения процессуальных требований Фонда.
Попечители предложили включить SSB в текущую структуру управления Фонда. Таким образом, SSB сможет использовать существующий процесс установления стандартов, систему соблюдения процессуальных требований и сеть Фонда.
Консультативный документ включает некоторые конкретные требования, которые Попечители считают необходимыми для успеха SSB:
В Консультативном документе подчеркивается важность сотрудничества с существующими организациями, занимающимися отчетностью по устойчивости окружающей среды.
Если создание SSB продолжится, Попечители будут работать над поиском наилучшего способа взаимодействия с этими организациями, что, в свою очередь, поможет SSB накопить свой опыт в области отчетности по устойчивости и обеспечит наличие достаточных ресурсов для выполнения своей миссии.
Более того, Попечители отметили, что успех общемировой инициативы в области отчетности по устойчивости окружающей среды будет невозможен без сотрудничества с существующими национальными и региональными инициативами.
Попечители ценят концепцию существенности и ее важность для отчетности по устойчивости окружающей среды. Однако мнения заинтересованных сторон относительно концепции существенности разделились.
Некоторые заинтересованные стороны считают, что SSB должен работать в направлении поддержки инвесторов и других участников рынка, сосредотачивая внимание на предоставлении соответствующей информации в той мере, в которой она влияет на организацию.
Другие заинтересованные стороны считают, что SSB должен разработать стандарты, основанные на принципе «двойной существенности» (double materiality). То есть отчитывающаяся организация должна будет дополнительно раскрывать свое влияние на окружающую среду в целом, поскольку это также будет иметь значение для заинтересованных сторон.
Попечители считают, что принцип «двойной существенности» вызовет сложности и, по сути, приведет к задержкам в установлении стандартов. Поэтому они предлагают, чтобы отчетность в области устойчивого развития изначально была сосредоточена на информации, которая наиболее актуальна для инвесторов и других участников рынка, что также является текущим подходом Совета по МСФО.
В долгосрочной перспективе и в той степени, в которой различные юрисдикции предпочтут принцип «двойной существенности», SSB может рассмотреть вопрос о расширении его сферы действия.
В Консультативном документе признается, что последовательность (непротиворечивость) в отчетности по устойчивости может быть достигнута более надежно на общемировом уровне, если информация об устойчивости окружающей среды, предоставляемая организациями, будет подтверждена извне.
Независимо от того, насколько будет стандартизирована информация посредством разработки общемировых стандартов, вариативность раскрытия информации неизбежна.
Следовательно, следует рассмотреть возможность разработки концепции обеспечения надежности (т.е. проверяемости) информации об устойчивости, аналогичной той, что используется для финансовой отчетности.
Фонд может сыграть значительную роль в общемировой системе подготовки отчетности об устойчивости окружающей среды посредством создания SSB.
Опираясь на существующие структуры и процессы IASB в области установления общемировых стандартов финансовой отчетности, SSB сможет использовать этот опыт для разработки новых стандартов устойчивости.
Тем не менее, Фонд будет успешным в этой роли только в том случае, если SSB будет тесно сотрудничать с другими организациями, участвующими в подготовке отчетности по устойчивости. Это будет важно, в частности, если в долгосрочной перспективе будет применяться принцип «двойной существенности».