30 сентября 2020 года Попечители Фонда МСФО (IFRS Foundation) опубликовали Консультативный документ (Consultation Paper) для оценки потребности в отчетности об устойчивости окружающей среды на общемировом уровне и для изучения роли Фонда в разработке международных стандартов устойчивости окружающей среды (Sustainability standards).

Этот Консультативный документ был подготовлен специальной Комиссией (Task Force) и является частью консультативной работы Попечителей по формированию стратегии Фонда, которую необходимо проводить каждые пять лет.

Целью документа является получение обратной связи от заинтересованных сторон по трем основным направлениям.

  • Первое - это оценка текущей потребности в отчетности об устойчивости окружающей среды, чтобы понять необходимость разработки международных стандартов устойчивости.
  • Второе - это потенциальная роль, которую Фонд может играть в разработке таких стандартов.
  • Третье - это роль нового Совета по стандартам устойчивости (SSB), предложенного Попечителями.

Комментарии к этому документу должны быть представлены до 31 декабря 2020 года.

Оценка спроса на международные стандарты устойчивости окружающей среды.

Текущее применение отчетности об устойчивости заинтересованными сторонами.

Специальная Комиссия работала в тесном сотрудничестве с заинтересованными сторонами, такими как инвесторы, регулирующие органы, центральные банки и аудиторские фирмы, чтобы изучить важность отчетности об устойчивости.

Вот некоторые из выводов Комиссии:

  • Крупные институциональные инвесторы и управляющие активами нуждаются в более полном раскрытии климатических рисков и показателей устойчивости окружающей среды, чтобы улучшить свою аналитику и лучше обосновывать свои инвестиционные решения.
  • Организации обязуются перед регулирующими органами, потребителями и инвесторами улучшить свою отчетность об устойчивости. Однако в отсутствие общепринятых и применяемых стандартов это приводит к опасениям того, что текущая отчетность неэффективна.
  • Риски, связанные с климатом, и более широкая устойчивость окружающей среды - это области, которым центральные банки уделяют особое внимание как важным факторам их финансовой стабильности. Эти области стали еще более заметными после того, как пруденциальные регулирующие органы начали включать климатический анализ в свои модели стресс-тестирования.
  • Вовлеченность регулирующих органов в подготовку отчетности об устойчивости заметна в некоторых регионах, в зависимости от мер местной государственной политики, таких как требование к компаниям работать над достижением целевых показателей нулевых выбросов углерода.
  • Аудиторские фирмы и другие поставщики услуг уже начали разработку основ отчетности об устойчивости, опережая общемировой процесс формирования стандартов устойчивости.

В настоящее время существует несколько требований к отчетности об устойчивости, каждое из которых имеет свою направленность. Например, некоторые из них сосредотачиваются на установлении нефинансовых стандартов, некоторые - на основах представления нефинансовой информации, а другие - на основах раскрытия информации, связанной с климатом.

Кроме того, они различаются по направленности в зависимости от воздействия рисков на саму компанию и/или воздействия компании на окружающую среду.

В этой связи Комиссия отметила, что:

«... различные подходы и цели создают угрозу усиления фрагментации [подготовки отчетности] во всем мире. Потенциал фрагментации и растущие требования со стороны заинтересованных сторон демонстрируют необходимость в общемировых основах, обеспечивающих большую сопоставимость отчетности и уменьшающих сложность подходов и целей».

Таким образом, на основе результатов взаимодействия Комиссии с заинтересованными сторонами и ее собственных исследований в Консультативном документе делается вывод о том, что существует острая необходимость в улучшении информации об устойчивости, предоставляемой организациями.

Документ констатирует, что:

«... набор сопоставимых и последовательных стандартов позволит предприятиям укрепить общественное доверие за счет большей прозрачности своих инициатив в области устойчивости окружающей среды, что будет полезно для инвесторов и даже для более широкой аудитории в контексте инициатив по борьбе с изменением климата, которые требует общество»

В нем также говорится, что многие заинтересованные стороны признают тот факт, что дальнейшие отсрочки реализации общемировой инициативы могут оказать негативное влияние на переход к низкоуглеродной экономике.

Определение роли Фонда МСФО.

Причины участия Фонда.

Несколько органов и организаций рекомендовали Фонд как естественный выбор для потенциального формирования системы стандартов отчетности по устойчивости по следующим причинам:

  • Имеющийся у Фонда опыт в области установления стандартов и процессуальные требования ориентированы на прозрачность, обширные консультации и подотчетность.
  • Фонд поддерживает прочные международные отношения сотрудничества с правительствами, регулирующими органами и национальными разработчиками стандартов.
  • Фонд работает в тесном сотрудничестве с заинтересованными сторонами в области установления, поддержки внедрения и сопровождения стандартов.

Тем не менее, в документе подчеркивается, что, если Фонд будет участвовать в установлении стандартов устойчивости, ему потребуется поддержка и тесное сотрудничество с правительствами, регулирующими органами и национальными разработчиками стандартов.

Варианты участия Фонда МСФО, рассматриваемые Попечителями.

В ответ на широко признанный и насущный спрос на непротиворечивую отчетность об устойчивости, а также на тот факт, что Фонд был предложен как наиболее очевидная организация для этой задачи, Попечители рассмотрели возможные варианты для Фонда в этой ​​стратегической роли.

Были рассмотрены следующие основные варианты:

  • Сохранение статус-кво. Попечители отметили, что сохранение статус-кво подразумевает низкий риск для Фонда. Тем не менее, они считают, что существующее положение вещей не выгодно ни для заинтересованных сторон Фонда, ни для других заинтересованных сторон, которые ожидают, что Фонд будет играть ведущую роль в общемировой отчетности по устойчивости окружающей среды.
  • Содействие существующим инициативам. Фонд мог бы взять на себя координирующую роль, стремясь облегчить и согласовать инициативы по отчетности, которые уже существуют. Попечители сочли, что этот вариант несет в себе риск дальнейшей фрагментации и усложнения процесса вместо того, чтобы способствовать созданию общемировых основ для согласованного установления стандартов.
  • Создание Совета по стандартам устойчивости (SSB). Фонд мог бы выполнять роль по установлению стандартов, работая с существующими инициативами и опираясь на уже проделанную работу. Попечители сочли этот вариант более выгодным, чем другие обсуждаемые варианты, и что этот вариант потенциально может внести наибольший вклад с точки зрения снижения сложности и достижения сопоставимости отчетности по устойчивости.

Роль Совета SSB.

Цель SSB.

Если Попечители решат продолжить работу над SSB, его цель будет заключаться в разработке и поддержании общемировой системы стандартов отчетности по устойчивости с использованием любых существующих концептуальных основ и стандартов устойчивости.

Первоначально основное внимание SSB будет уделяться риску изменения климата, поскольку это ключевой финансовый риск, которому инвесторы и пруденциальные регулирующие органы уделяют большое внимания, следуя инициативам государственной политики в нескольких юрисдикциях.

Однако в Консультативном документе признается, что такие термины, как «информация, связанная с климатом» (climate-related information), допускают различные трактовки и должны быть правильно определены.

Попечители также будут открыты для возможности расширения сферы действия SSB в будущем для решения других предстоящих приоритетных вопросов, выходящих за рамки климата и окружающей среды, при условии соблюдения процессуальных требований Фонда.

Структура управления SSB.

Попечители предложили включить SSB в текущую структуру управления Фонда. Таким образом, SSB сможет использовать существующий процесс установления стандартов, систему соблюдения процессуальных требований и сеть Фонда.

Консультативный документ включает некоторые конкретные требования, которые Попечители считают необходимыми для успеха SSB:

  • Достичь достаточного уровня общемировой поддержки со стороны государственных и регулирующих органов и заинтересованных сторон на ключевых рынках, включая инвесторов и составителей отчетности.
  • Работать с региональными инициативами для достижения общемировой согласованности и упрощения отчетности по устойчивости.
  • Обеспечить адекватность структуры управления.
  • Обеспечить соответствующие технические знания для Попечителей, членов SSB и персонала.
  • Достичь необходимого уровня финансирования и обеспечить возможности получения финансовой поддержки.
  • Разработать структуру и культуру, которые будут стремиться к эффективной синергии с финансовой отчетностью.
  • Убедиться, что текущая миссия и ресурсы Фонда не скомпрометированы.

Сотрудничество SSB с другими организациями и региональными инициативами.

В Консультативном документе подчеркивается важность сотрудничества с существующими организациями, занимающимися отчетностью по устойчивости окружающей среды.

Если создание SSB продолжится, Попечители будут работать над поиском наилучшего способа взаимодействия с этими организациями, что, в свою очередь, поможет SSB накопить свой опыт в области отчетности по устойчивости и обеспечит наличие достаточных ресурсов для выполнения своей миссии.

Более того, Попечители отметили, что успех общемировой инициативы в области отчетности по устойчивости окружающей среды будет невозможен без сотрудничества с существующими национальными и региональными инициативами.

Цель отчетности об устойчивости окружающей среды и рассмотрение вопроса о единой или двойной концепции существенности.

Попечители ценят концепцию существенности и ее важность для отчетности по устойчивости окружающей среды. Однако мнения заинтересованных сторон относительно концепции существенности разделились.

Некоторые заинтересованные стороны считают, что SSB должен работать в направлении поддержки инвесторов и других участников рынка, сосредотачивая внимание на предоставлении соответствующей информации в той мере, в которой она влияет на организацию.

Другие заинтересованные стороны считают, что SSB должен разработать стандарты, основанные на принципе «двойной существенности» (double materiality). То есть отчитывающаяся организация должна будет дополнительно раскрывать свое влияние на окружающую среду в целом, поскольку это также будет иметь значение для заинтересованных сторон.

Попечители считают, что принцип «двойной существенности» вызовет сложности и, по сути, приведет к задержкам в установлении стандартов. Поэтому они предлагают, чтобы отчетность в области устойчивого развития изначально была сосредоточена на информации, которая наиболее актуальна для инвесторов и других участников рынка, что также является текущим подходом Совета по МСФО.

В долгосрочной перспективе и в той степени, в которой различные юрисдикции предпочтут принцип «двойной существенности», SSB может рассмотреть вопрос о расширении его сферы действия.

Проверяемость отчетности об устойчивости окружающей среды.

В Консультативном документе признается, что последовательность (непротиворечивость) в отчетности по устойчивости может быть достигнута более надежно на общемировом уровне, если информация об устойчивости окружающей среды, предоставляемая организациями, будет подтверждена извне.

Независимо от того, насколько будет стандартизирована информация посредством разработки общемировых стандартов, вариативность раскрытия информации неизбежна.

Следовательно, следует рассмотреть возможность разработки концепции обеспечения надежности (т.е. проверяемости) информации об устойчивости, аналогичной той, что используется для финансовой отчетности.

Выводы.

Фонд может сыграть значительную роль в общемировой системе подготовки отчетности об устойчивости окружающей среды посредством создания SSB.

Опираясь на существующие структуры и процессы IASB в области установления общемировых стандартов финансовой отчетности, SSB сможет использовать этот опыт для разработки новых стандартов устойчивости.

Тем не менее, Фонд будет успешным в этой роли только в том случае, если SSB будет тесно сотрудничать с другими организациями, участвующими в подготовке отчетности по устойчивости. Это будет важно, в частности, если в долгосрочной перспективе будет применяться принцип «двойной существенности».