При оценке качества финансовой отчетности аналитику полезно учитывать, могут ли руководители компании быть заинтересованы в выпуске финансовых отчетов невысокого качества.

Если такая мотивация у руководства существует, финансовый аналитик должен выяснить, способствует ли среда подготовке некачественной отчетности. Важно рассмотреть механизмы в среде подготовки отчетности, которые контролируют и стимулируют качество финансовой отчетности, такие как режим регулирования.

Мотивация руководителей компании.

Руководители компании могут быть заинтересованы в выпуске финансовых отчетов невысокого качества, чтобы скрыть низкие финансовые результаты, например потерю доли рынка или более низкую рентабельность, чем у конкурентов.

Lewis (2012) написал в своем исследовании: «Фирма, испытывающая проблемы с финансовыми результатами, особенно с теми, которые она считает временными, может отреагировать на них завышением текущих показателей прибыли в обмен на более низкую прибыль в будущем».


Даже когда нет необходимости скрывать низкую эффективность, менеджеры часто имеют стимулы соответствовать или превзойти ожидания рынка, что отражается в прогнозах аналитиков и/или собственных прогнозах руководства.

Превышение прогнозов обычно увеличивает стоимость акций, хоть и временно. Кроме того, превышение прогнозов может увеличить вознаграждение руководства, связанное с увеличением стоимости акций или объявленной прибыли.

Исследователи Graham, Harvey, and Rajgopal (2005) обнаружили, что опрошенные ими финансовые директора рассматривают прибыль как наиболее важный финансовый показатель для финансовых рынков.

Достижение (или превышение) определенных критериев, в том числе прибыли за предыдущий год и прогнозов аналитиков, очень важно. Авторы исследовали множество причин, по которым менеджеры могут «по своему усмотрению использовать бухгалтерский учет для достижения желаемой цели по прибыли».

Мотивы для достижения целевых показателей прибыли включают:

  • эффекты фондового рынка (например, приобретение доверия у участников рынка и положительное влияние на курс акций) и
  • торговые или операционные эффекты (например, повышение репутации среди клиентов и поставщиков).

Эффекты рынка акций являются наиболее мощными стимулами, но торговые эффекты также важны, особенно для небольших компаний.


Карьерные устремления и поощрительная компенсация могут мотивировать выбор учетной политики.

Например, руководители могут быть обеспокоены тем, что работа в компании с низкими показателями будет ограничивать их возможности карьерного роста в будущем или что они не получат премию за превышение определенного целевого уровня прибыли.

В обоих случаях руководство может быть мотивировано к предвзятому бухгалтерскому учету для увеличения прибыли.

В период незначительного снижения показателей менеджер может ускорить или усилить признание выручки и/или задержать или занизить признание расходов.

И наоборот, в период высоких результатов менеджер может отложить признание выручки или ускорить признание расходов, чтобы увеличить вероятность и возможности превышения целевых показателей в последующих периодах (т.е. для «накопления»  прибыли на следующий период).

При этом опрошенные менеджеры указали на большее беспокойство по поводу карьерных последствий, чем последствий поощрительной компенсации.


Необходимость соблюдения долговых ковенантов также может побудить менеджеров к завышению прибыли.

Исследование Graham, Harvey, and Rajgopal (2005) показывает, что соблюдение ковенантов по облигационным займам весьма важно для убыточных компаний с высокой долей заемных средств, но в целом относительно неважно.

Условия, способствующие выпуску некачественной финансовой отчетности.

Как уже отмечалось, отклонения от нейтрального представления финансовых результатов могут быть вызваны политикой руководства компании или стандартами финансовой отчетности юрисдикции.

В конечном итоге решение о выпуске некачественных или даже мошеннических финансовых отчетов принимается физическим лицом или несколькими физическими лицами.

Почему люди делают такой выбор, не всегда очевидно.

Например, почему недавно назначенный генеральный директор компании Sunbeam, чья чистая стоимость капитала уже превышала $100 млн., совершал бухгалтерское мошенничество, фальсифицируя высокую выручку (признавая ее на основе выставленных счетов без отгрузки) и манипулируя сроками расходов, вместо того, чтобы признать более низкие, чем ожидалось, финансовые результаты?

Обычно, выпуск некачественной финансовой отчетности зависит от трех условий: возможность, мотивация и рационализация.

  • Возможности могут быть результатом внутренних условий, таких как плохой внутренний контроль или неэффективный совет директоров, или внешних условий, таких как стандарты бухгалтерского учета, которые предоставляют возможности для различных вариантов учета или минимальные последствия при неправильном учете.
  • Мотивация может быть результатом давления с целью соблюдения некоторых критериев по личным причинам, таким как годовой бонус, или корпоративных причин, таких как беспокойство о финансировании в будущем.
  • Рационализация (т.е. внутреннее оправдание) важна, потому что, если человек озабочен своим выбором, то он или она должны быть в состоянии оправдать его перед собой.

Бывший финансовый директор Enron Эндрю Фастоу, выступая на Ежегодной конференции по Ассоциации сертифицированных экспертов по расследованию случаев мошенничества (Association of Certified Fraud Examiners Annual Fraud Conference) в 2013 г., указал, что когда он фальсифицировал отчетность, он понимал, что действует неправильно, но следовал процедуре, чтобы оправдать свое решение (Pavlo, 2013).

Он позаботился о получении одобрения от своего руководства и совета директоров, а также юридических и бухгалтерских заключений и включил соответствующие раскрытия информации в отчетность.

Стимулы и корпоративная культура Enron заключались в том, чтобы создавать прибыль, а не сосредотачиваться на долгосрочной стоимости.

Очевидно, что, как было отражено в его приговоре к тюремном заключении, «он сделал что-то не только неправильное, но и незаконное».

Механизмы, регулирующие качество финансовой отчетности.

Рынки потенциально дисциплинируют качество финансовой отчетности.

Компании и страны конкурируют за капитал, и стоимость капитала является функцией воспринимаемого риска, включая риск того, что финансовая отчетность компаний может исказить ожидания инвесторов.

Таким образом, в отсутствие других противоречивых экономических стимулов компания, стремящаяся минимизировать свои долгосрочные затраты на капитал, должна стремиться к предоставлению высококачественной финансовой отчетности.

Помимо рынков, к другим механизмам, регулирующим качество финансовой отчетности, относятся органы регулирования рынка, аудиторы и частные договоры.

Аудиторскую деятельность и частные договоры мы рассмотрим в следующем разделе.

Органы регулирования рынка.

Компании, стремящиеся минимизировать стоимость привлечения капитала, должны максимально повысить качество отчетности, но, как обсуждалось ранее, часто существуют противоречивые стимулы.

По этой причине национальные нормативные акты и регулирующие органы, устанавливающие и обеспечивающие соблюдение правил, могут играть важную роль в обеспечении качества финансовой отчетности.

Многие мировые регуляторы ценных бумаг являются членами Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO, International Organization of Securities Commissions).

IOSCO признана «общемировым разработчиком стандартов для сектора ценных бумаг», хотя фактически она не устанавливает стандарты, а, скорее, устанавливает цели и принципы для регулирования рынка ценных бумаг и капитала.

В состав IOSCO входят более 120 регуляторов ценных бумаг и 80 других участников рынка ценных бумаг, таких как фондовые биржи.

Одним из членов IOSCO является Европейское управление по ценным бумагам и рынкам (ESMA, European Securities and Markets Authority), независимый орган ЕС, миссией которого является «усиление защиты инвесторов и укрепление стабильных и хорошо функционирующих финансовых рынков в Европейском союзе».

См. также:

ESMA организует деятельность по обеспечению соблюдения требований к финансовой отчетности через форум, состоящий из европейских правоохранительных органов из стран Европейской экономической зоны.

На национальном уровне осуществляется непосредственный надзор и правоприменительная деятельность.

Например, Управление по финансовому регулированию Великобритании (FCA, Financial Conduct Authority) является членом IOSCO и несет основную ответственность за регулирование ценных бумаг в Соединенном Королевстве.

ESMA сообщило, что европейские правоохранительные органы проверили промежуточную и/или годовую финансовую отчетность 1141 эмитента в 2017 году, что, в свою очередь, привело к принудительным мерам в отношении 328 эмитентов со следующими результатами: требуется 12 перевыпусков финансовой отчетности, 71 публичное исправление отчетности и 245 требований исправления в будущей финансовой отчетности.

Еще одним известным членом IOSCO является регулирующий орган США - Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC, US Securities and Exchange Commission).

Комиссия по ценным бумагам и биржам США отвечает за надзор за приблизительно 9,100 публичными компаниями США (наряду с инвестиционными консультантами, брокерами и дилерами, биржами ценных бумаг и другими организациями) и проверяет раскрытие информации этими компаниями не реже 1 раза в 3 года с целью улучшения информации, доступной инвесторам, и потенциального выявление возможных нарушений законодательства о ценных бумагах.

[См. «Обоснование Конгресса на 2013 финансовый год» SEC (февраль 2012 г.)]

В 2017 году Комиссия по ценным бумагам и биржам сообщила, что она вынесла 754 полных и 446 отдельных исполнительных решений, около 20% из которых касались отчетности / бухгалтерского учета и аудита эмитентов.

Примеры регулирующих органов в Азии включают Агентство финансовых услуг в Японии (FSA, Financial Services Agency), Комиссию по регулированию ценных бумаг Китая (CSRC, China Securities Regulatory Commission) и Совет по ценным бумагам и биржам Индии (SEBI, Securities and Exchange Board of India).

Примеры регулирующих органов в Южной Америке включают Comision Nacional de Valores в Аргентине, Comissao de Valores Mobiliarios в Бразилии и Superintendencia de Valores y Seguros в Чили.

Полный список членов IOSCO можно найти на сайте организации.

Типичные особенности режима регулирования, которые самым непосредственным образом влияют на качество финансовой отчетности, включают:


Требования к регистрации.

Регулирующие органы рынка обычно требуют от публичных компаний регистрировать выпуск ценных бумаг, прежде чем предлагать эти ценные бумаги для покупки.

Регистрационный документ обычно содержит текущую финансовую отчетность, другую важную информацию о рисках и перспективах компании, выпускающей ценные бумаги, а также информацию о предлагаемых ценных бумагах.


Требования к раскрытию информации.

Регулирующие органы рынка обычно требуют от публичных компаний публиковать периодические отчеты, включая финансовые отчетность и комментарии руководства.

Органы по установлению стандартов отчетности, такие как IASB и FASB, как правило, являются частным сектором (т.е. негосударственными организациями), саморегулируемыми организациями, членами правления которых являются опытные бухгалтеры, аудиторы, пользователи финансовой отчетности и ученые.

Регулирующие органы, такие как Управление бухгалтерского учета и корпоративного регулирования в Сингапуре (ACRA, Accounting and Corporate Regulatory Authority), Комиссия по ценным бумагам и биржам в США (US SEC), Комиссия по ценным бумагам и биржам в Бразилии (CVM) и Совет по финансовой отчетности в Соединенном Королевстве (FRC, Financial Reporting Council), имеют юридические полномочия по обеспечению соблюдения требований к финансовой отчетности.

И они также могут осуществлять другой контроль над организациями, которые участвуют в рынках капитала в пределах их юрисдикции.

Другими словами, как правило, стандарты устанавливают органы стандартизации, а регулирующие органы признают и обеспечивают соблюдение этих стандартов. Без признания стандартов органами регулирования, устанавливающие стандарты органы не имели бы никаких полномочий.

Регулирующие органы часто сохраняют за собой юридические полномочия устанавливать стандарты финансовой отчетности в своей юрисдикции и могут иметь преимущественную силу над органами, устанавливающими стандарты в частном секторе.


Требования к аудиту.

Регулирующие органы рынка обычно требуют, чтобы финансовая отчетность компаний сопровождалась аудиторским заключением, подтверждающим, что финансовая отчетность соответствует определенной системе стандартов финансовой отчетности.

Некоторые регулирующие органы, такие как SEC в США, требуют дополнительного аудиторского заключения, подтверждающего эффективность внутреннего контроля компании над финансовой отчетностью.


Комментарии руководства.

Регулирующие органы рынка обычно требуют, чтобы финансовые отчеты публичных компаний включали комментарии руководства.

Например, FCA в Британии требует представления управленческого отчета, содержащего:

  1. объективный анализ бизнеса эмитента; и
  2. описание основных рисков и неопределенностей, с которыми сталкивается эмитент.

Заявление об ответственности.

Правила обычно требуют заявления от лица или лиц, ответственных за отчетность компании. Такие заявления требуют от ответственных лиц явного признания ответственности и подтверждения правильности финансовых отчетов.

Некоторые регулирующие органы, такие как SEC в США, требуют официальных сертификатов, что влечет за собой определенные юридические санкции за ложные сертификаты.


Проверка отчетности регуляторами.

Регулирующие органы обычно выполняют проверку отчетности, чтобы гарантировать соблюдение правил.

Процесс проверки обычно охватывает первоначальную регистрацию на бирже и выборку последующих периодических финансовых отчетов.


Механизмы правоприменения.

Регулирующим органам предоставлены различные полномочия по обеспечению соблюдения правил рынка ценных бумаг.

Такие полномочия могут включать в себя наложение штрафов, отстранение или постоянный запрет для участников рынка, а также возбуждение уголовного дела. Публичные объявления о дисциплинарных взысканиях также являются одним из механизмов правоприменения.


Таким образом, органы регулирования рынка играют центральную роль в поощрении подготовки высококачественной финансовой отчетности.