Стандарты финансовой отчетности (англ. 'financial reporting standards') устанавливают принципы подготовки финансовой отчетности, а также определяют виды и объем информации, которая должна быть предоставлена ​пользователям финансовой отчетности, в том числе инвесторам и кредиторам, с тем, чтобы они могли принимать обоснованные решения.

Это чтение сосредоточено на контексте, в рамках которого создаются эти стандарты. Понимание общей структуры стандартов финансовой отчетности - шире, чем знание конкретных правил бухгалтерского учета.

Это понимание позволит аналитику оценить последствия оценки элементов и операций финансовой отчетности, в том числе новых продуктов и операций, учет которых не предписывается специальными стандартами.

Цель стандартов финансовой отчетности.

Финансовая отчетность компании включают в себя финансовые отчеты и прочие дополнительные пояснения (раскрытия информации), необходимые для оценки финансового положения компании и периодических финансовых показателей.

Финансовая отчетность основана на простой предпосылке.

Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (IASB, International Accounting Standards Board), который устанавливает стандарты финансовой отчетности, принятые во многих странах, пишет в Концептуальных основах представления финансовых отчетов (или просто Концептуальных основах), что:

цель представления финансовой отчетности заключается в предоставлении финансовой информации об отчитывающейся организации, которая является полезной для существующих и потенциальных инвесторов, заимодавцев и прочих кредиторов при принятии ими решений о предоставлении данной организации ресурсов.

См. параграф CF:1.2 Концептуальных основ 2018 года.

В марте 2018 года Совет по МСФО обновил Концептуальные основы, первоначально принятые в 2010 году.

Формулировка единого набора концептуальных основ является важным первым шагом для процесса разработки набора взаимосвязанных стандартов.

Ранее стандарты финансовой отчетности в основном разрабатывались независимо друг от друга стандартизующими органами каждой страны.

Этот независимый процесс разработки стандартов привел к появлению широкого спектра стандартов, некоторые из которых были весьма всеобъемлющими и комплексными (стандарты на основе правил), а другие были более общими (стандарты на основе принципов).

Глобализация потоков капитала и различные скандалы, связанные с проведением аудита, повысили потребность общества в более универсальных и качественных международных стандартах финансовой отчетности и послужили толчком для усиления координации между основными организациями, устанавливающими стандарты. Такая координация также является естественным следствием возросшей глобализации рынков капитала.

Разработка стандартов финансовой отчетности осложняется тем, что окружающая экономическая реальность усложняется. Финансовые операции и финансовое положение, которые компания хочет представить в своих финансовых отчетах на данный момент, также сложны.

Кроме того, неопределенность в отношении различных аспектов операций часто приводит к необходимости начислений и оценки, что требует вынесения суждений. А суждения варьируются, в зависимости от мнения компании, составляющей отчетность.

Соответственно, стандарты необходимы для достижения определенной последовательности в суждениях.

Даже с такими стандартами, у компаний, как правило, не будет правильного ответа на вопрос о том, как отражать экономическую реальность в финансовых отчетах. Тем не менее, стандарты финансовой отчетности пытаются ограничить диапазон допустимых ответов для повышения последовательности финансовых отчетов.


IASB и американский Совет по стандартам финансового учета (FASB) разработали аналогичные концептуальные основы финансовой отчетности, которые определяют общие  цели и качество предоставляемой информации.

Финансовые отчеты предназначены для предоставления информации для многих пользователей, в том числе инвесторов, кредиторов, работников, клиентов и других. В результате, финансовые отчеты не предназначены исключительно для оценки активов. Тем не менее, финансовые отчеты являются важной основой для процесса оценки компаний или решения вопросов, связанных с ценными бумагами компаний.

Понимание концептуальных основ финансовой отчетности - в том числе, как и когда суждения и оценки могут повлиять на представленные в отчетности суммы, позволяют аналитику оценить представленную информацию и использовать эту информацию надлежащим образом при оценке финансовых показателей компании.

Очевидно, что такое понимание также важно для оценки финансовых последствий бизнес-решений, при проведении сравнительного анализа разных компаний.

Органы стандартизации и регулирующие органы.

Следует провести различие между органами стандартизации и регулирующими органами.

Такие стандартизирующие органы (англ. 'standard-setting body'), как IASB и FASB, как правило, принадлежат частному сектору (т.е. негосударственному). Это саморегулируемые организации, которыми руководит Совет из опытных бухгалтеров, аудиторов, пользователей финансовой отчетности, а также ученых.

Требование по подготовке финансовой отчетности в соответствии с установленными стандартами бухгалтерского учета является обязанностью регулирующих органов или органов регулирования (англ. 'regulatory authority'), которые иногда называют просто регуляторами.

Регулирующие органы, такие, как Служба бухгалтерского и корпоративного регулирования Сингапура (ACRA, Accounting and Corporate Regulatory Authority), Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC, U.S. Securities and Exchange Commission), а также Комиссия по ценным бумагам и биржам Бразилии (CVM, Comissão de Valores Mobiliários), имеют юридические полномочия для обеспечения соблюдения требований к финансовой отчетности и надзора за компаниями-участниками рынков капитала, в пределах юрисдикций этих регуляторов.

Другими словами, как правило, органы стандартизации устанавливают стандарты, а органы регулирования признают стандарты и требуют их соблюдения. Без признания стандартов регулирующими органами, частные органы стандартизации не будут иметь никакой силы.

Однако следует отметить, что государственные регулирующие органы часто сохраняют за собой юридические полномочия для установления стандартов финансовой отчетности в их юрисдикции, и могут отменить правила, установленные частными органами стандартизации.

В этом разделе представлен краткий обзор IASB (Совета МСФО) и FASB. Обзор сопровождается описанием Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO, International Organization of Securities Commissions), SEC, а также описанием регулирования рынков капитала в странах Европейского Союза.

Советы по стандартам бухгалтерского учета.

Советы или комиссии по стандартам бухгалтерского учета существует практически на каждом национальном рынке. Эти советы, как правило, являются независимыми, частными и некоммерческими организациями.

Для этих советов, устанавливающих стандарты, существуют определенные признаки, - как правило, общие.  В качестве основных примеров здесь рассматриваются IASB (СМСФО) и FASB.

IASB (СМСФО) - Совет по международным стандартам финансовой отчетности.

IASB (International Accounting Standards Board) является независимым органом стандартизации Фонда МСФО (IFRS Foundation), - независимой, некоммерческой, частной организацией.

Попечители Фонда МСФО (англ. 'Trustees') - представители разных географических регионов и профессий.

Попечители назначают членов СМСФО и подотчетны наблюдательному совету, состоящему из государственных органов, в число которые входят представители Европейской комиссии, IOSCO, Агентства финансовых услуг Японии (FSA), и американской SEC, с Председателем Базельского комитета по банковскому надзору (BCBS) в качестве наблюдателя.

Попечители Фонда МСФО принимают на себя обязательство действовать в интересах общества.


Основными задачами Фонда МСФО являются:

  • разработка единого набора высококачественных финансовых стандартов, а также содействие их использованию и внедрению;
  • работа над тем, чтобы стандарты обеспечивали прозрачную, сопоставимую и полезную для принятия решений информацию, с учетом различных типов и размеров отчитывающихся организаций, действующих в различных экономических условиях;
  • а также содействие сближению национальных стандартов бухгалтерского учета и МСФО.

Попечители несут ответственность за обеспечение того, чтобы Совет по МСФО (IASB) был независимым и воспринимался как независимый.

Члены IASB назначаются Попечителями на основе профессиональной компетентности и практического опыта. Также члены IASB должны представлять разнообразные географические регионы и профессии.

Члены IASB обдумывают, разрабатывают и выпускают международные стандарты финансовой отчетности.

Поддержку во внедрении и применении этих стандартов оказывают консультативные органы, члены которых представляют широкий круг организаций и отдельных лиц, вовлеченных и заинтересованных в международной финансовой отчетности.

Хотя название IASB включает фразу «Accounting Standards» (т.е. Стандарты бухгалтерского учета) и ранние стандарты выходили под названием International Accounting Standards (IAS, т.е. Международный стандарт бухгалтерского учета или МСБУ), теперь для новых стандартов используется термин «International Financial Reporting Standards» или IFRS (т.е., Международные стандарты финансовой отчетности или МСФО).

В российских версиях стандартов термин «МСФО» используется как общее название для IFRS и IAS.

Использование фразы «финансовая отчетность» (англ. 'financial reporting') означает важность раскрытия информации за рамками основных финансовых отчетов, например, отчеты руководства о деятельности компании, рисках и будущих планах.

IASB имеет базовый процесс, который используется при обсуждении, разработке и выпуске международных стандартов финансовой отчетности.

Упрощенный вариант типичного процесса IASB состоит в следующем:

  1. Проблема определяется как приоритетная для рассмотрения и включается в повестку дня IASB.
  2. После рассмотрения проблемы, которое может включать консультации с другими организациями, включая национальные органы стандартизации и регулирования, IASB может опубликовать проект стандарта (англ. 'exposure draft') для общественного обсуждения.
  3. После рассмотрения предложений всех участвующих сторон, IASB может выпустить новый или пересмотренный стандарт финансовой отчетности.

Стандарты МСФО являются авторитетными потому, что они признаются и принимаются национальными регулирующими органами.

FASB (ССФУ) - Совет по стандартам финансового учета США.

FASB (Financial Accounting Standards Board) и его предшественники выпускали стандарты финансовой отчетности в Соединенных Штатах с 1930-х годов. FASB (ССФУ) работает в пределах структуры, аналогичной IASB (СМСФО).

Фонд Financial Accounting Foundation (FAF) администрирует и финансирует организацию. Фонд обеспечивает независимость процесса стандартизации и назначает членов FASB и связанные с FASB консультативные организации.

FASB выпускает новые и пересмотренные стандарты для улучшения стандартов финансовой отчетности с тем, чтобы пользователям финансовых отчетов предоставлялась полезная для принятия решений информация.

Это делается путем тщательного и независимого процесса, который получает и использует информацию от заинтересованных сторон и находится под контролем Фонда FAF.

Этапы этого процесса аналогичны этапам, описанным выше для IASB.

Результаты процесса установления стандартов содержатся в кодификации стандартов - FASB Accounting Standards Codification™ или просто Codification.

Кодификация объединяет литературу, выпущенную различными органами стандартизации, в том числе FASB, Специализированной рабочей группы по текущим вопросам (EITF, Emerging Issues Task Force), Группы реализации производных инструментов (DIG, Derivative Implementation Group) и Американского института дипломированных общественных бухгалтеров (AICPA, American Institute of Certified Public Accountants).

Структурированная по темам (обозначаемым как Topic) Кодификация, содержит авторитетные американские Общепринятые принципы бухгалтерского учета - ОПБУ или ГААП (US GAAP, Generally Accepted Accounting Principles), которые должны применяться всеми негосударственными организациями США.

Система стандартов US GAAP, установленная FASB, официально признана авторитетной SEC, однако SEC сохраняет право устанавливать стандарты самостоятельно.

Хотя SEC редко отменяет стандарты FASB, она выпускает авторитетное руководство по финансовой отчетности, включая бюллетень Комиссии по ценным бумагам и биржам (Staff Accounting Bulletin - периодическая публикация, касающаяся интерпретации правил и практики бухгалтерского учета, которые рекомендует к использованию SEC).

Эти бюллетени отражают мнение SEC в отношении практики раскрытия информации, связанной с бухгалтерским учетом, и их можно найти на веб-сайте SEC.

Некоторые (но не все) части - это правила, выпуски, интерпретации и руководства SEC, которые включены для справки в Кодификацию.