В предыдущем разделе мы сосредоточили внимание на финансовых коэффициентах, вытекающих из процентного анализа отчетности. В этом разделе мы рассмотрим другие обычно используемые финансовые коэффициенты, также общепринятую классификацию этих коэффициентов на категории финансовых показателей.

Существует некоторое дублирование показателей при анализе финансовых коэффициентов и процентном анализе финансовой отчетности.

Например, обычным показателем прибыльности является рентабельность по чистой прибыли (англ. 'net profit margin'), которая рассчитывается как чистая прибыль, деленная на выручку. Этот показатель также рассчитывается при вертикальном процентном анализе отчета о прибылях и убытках.

Другие коэффициенты используют информацию из нескольких финансовых отчетов или даже данные за рамками финансовой отчетности.

Из-за большого разнообразия коэффициентов, полезно рассмотривать их с точки зрения широких категорий, основанных на том, какие аспекты деятельности эти коэффициенты раскрывают.

Финансовые аналитики и поставщики финансовых данных используют различные категории для классификации коэффициентов.

Названия категорий и коэффициентов, входящих в каждую категорию, могут отличаться. Обычные категории коэффициентов включают показатели деловой активности, ликвидности, платежеспособности, рентабельности и оценки стоимости компании.

Эти категории приведены в Иллюстрации 9.

Каждая категория оценивает различные аспекты деятельности компании, но все они полезны при оценке общей способности компании генерировать денежные потоки от операционной деятельности и связанных с этим рисков.

Иллюстрация 9. Категории финансовых коэффициентов.

Категория

Описание

Показатели деловой активности или оборачиваемости (activity ratios)

Показатели деловой активности оценивают, насколько эффективно компания выполняет текущие операционные функции, таких как сбор дебиторской задолженности и управления запасами.

Показатели ликвидности (liquidity ratios)

Коэффициенты ликвидности оценивают способность компании выполнять свои краткосрочные обязательства.

Показатели платежеспособности (solvency ratios)

Коэффициенты платежеспособности оценивают способность компании выполнять долгосрочные обязательства. Группа этих коэффициентов также известна как показатели «левериджа» или «рычага», а также как показатели «долгосрочной долговой нагрузки» (англ. 'leverage ratios', 'long-term debt ratios').

Показатели рентабельности (profitability ratios)

Коэффициенты рентабельности оценивают способность компании получать прибыль от своих ресурсов (активов).

Показатели оценки стоимости компании (valuation ratios)

Коэффициенты оценки стоимости оценивают размер актива или потока (например, прибыли), связанного с правом собственности на компанию (например, акциями или иными долевыми инструментами).

Эти категории не являются взаимоисключающими; некоторые коэффициенты могут быть использованы для оценки нескольких аспектов деятельности.

Например, показатели активности оценивают, как быстро компания собирает дебиторскую задолженность, что также полезно при оценке ликвидности компании, поскольку сбор дебиторской задолженности увеличивает долю денежных средств в структуре активов. А некоторые показатели рентабельности также отражают операционную эффективность бизнеса.

Таким образом, финансовые аналитики надлежащим образом используют определенные коэффициенты для оценки нескольких аспектов бизнеса. Аналитики также должны быть в курсе изменений в отраслевой практике расчета финансовых коэффициентов.

Интерпретация и контекст использования финансовых показателей.

Финансовые показатели можно интерпретировать только в контексте прочей информации анализа, в том числе контрольных показателей.

В целом, финансовые коэффициенты компании сравниваются с данными ее основных конкурентов (перекрестный анализ и анализ тенденций) и с данными предыдущих периодов компании (анализ тенденций).

Цель интерпретации состоит в том, чтобы понять основные причины расхождения между коэффициентами компании и аналогичными отраслевыми показателями. Даже коэффициенты, соответствующие отрасли или конкурентам, требуют понимания, потому что соответствие показателей некоторым нормам иногда указывает на принятие учетной политики для сглаживания выручки и прибыли.

Аналитик должен оценивать финансовые показатели, основываясь на следующем:


1. Цели и стратегия компании.

Фактические коэффициенты можно сравнить с целями компании (или конкретными целевыми показателями), чтобы определить, достигнуты ли цели, и согласуются ли финансовые результаты со стратегией компании.


2. Отраслевые нормы (перекрестный анализ).

Компанию можно сравнивать с другими компаниями ее отрасли, соотнося ее финансовые коэффициенты с отраслевыми нормами или показателями выборки компаний отрасли.

Когда для суждений используются отраслевые показатели, необходимо соблюдать осторожность, так как:

  • Многие коэффициенты являются специфичными для отрасли, и не все коэффициенты важны в определенных отраслях.
  • Компании могут иметь несколько различных направлений бизнеса. Это приводит к искажению совокупных финансовых показателей. Лучше рассматривать отраслевые коэффициенты применительно к соответствующим направлениям бизнеса.
  • Различия в методах учета, используемых компаниями, могут искажать финансовые показатели.
  • Различия в корпоративных стратегиях могут повлиять на определенные финансовые коэффициенты.

3. Экономические условия. У циклических компаний финансовые показатели имеют тенденцию к улучшению, когда экономика сильна, а во время спадов показатели ослабевают. Таким образом, финансовые показатели следует рассматривать в свете текущей фазы цикла деловой активности.


В следующих разделах мы подробно рассмотрим упомянутые выше категории показателей. Коэффициенты оценки обсуждаются в разделе, посвященному анализу собственного капитала.