Рассмотрим общий процесс финансового анализа, порядок формулировки цели и контекста финансового анализа, а также формулировку вопросов, на которые должен ответить анализ, на примере сравнительного анализа показателей Apple и Microsoft, - в рамках изучения анализа финансовой отчетности по программе CFA.
Инструменты финансового анализа могут быть полезны аналитику для оценки эффективности компании и прогнозирования тенденций эффективности. В сущности, аналитик преобразует данные в финансовые показатели, которые помогают в принятии решений.
Финансовые аналитики пытаются ответить на примерно такие вопросы:
Основным источником данных для аналитиков является годовой отчет компании, в том числе финансовая отчетность с примечаниями и комментариями руководства (обзор и анализ руководства операционной и финансовой деятельности компании).
Это чтение сосредоточено на данных, представленных в финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО и US GAAP. Тем не менее, финансовые отчеты не содержат всю информацию, необходимую для проведения эффективного финансового анализа.
Хотя финансовые отчеты содержат данные о прошлой деятельности компании (ее выручке, прибыли и денежных потоках), а также ее текущем финансовом состоянии (активов, обязательствах и собственном капитале), эти отчеты не обязательно содержат всю информацию, необходимую для анализа, а также для прогнозирования будущих результатов.
Финансовый аналитик должен уметь использовать финансовую отчетность в сочетании с другой информацией, делать прогнозы и получать достоверные результаты.
Соответственно, аналитику, как правило, приходится дополнять информацию, полученную из финансовых отчетов компании, другой информацией, включая информацию об экономике, отрасли, сопоставимых компаниях и самой компании.
Это чтение посвящено различным методам, используемым для анализа финансовой отчетности компании. Финансовый анализ компании может осуществляться по разным причинам, например, с целью оценки долевых ценных бумаг, оценки кредитного риска, проверки благонадежности компании, в связи с ее приобретением (дью дилидженс) или оценки эффективности работы дочерней компании.
Это чтение описывает методы и инструменты, общие для любого вида финансового анализа, а затем в нем рассматриваются более конкретные аспекты для двух наиболее распространенных видов: анализ собственного капитала и анализ заемного капитала (кредитный анализ).
В любом случае, при этом необходимо собирать и анализировать информацию для принятия решения (в отношении собственного или заемного капитала), но в центре внимания анализа оказываются интересы либо собственников, либо кредиторов.
Анализ собственного и заемного капитала оценивает способность компании генерировать и увеличивать рост прибыли и денежных потоков, а также любые связанные с этим риски. При этом, анализ собственного капитала, как правило, уделяет больше внимания росту показателей, в то время как кредитный анализ, как правило, уделяет больше внимания рискам.
Различие в акцентах отражает различные основы этих видов инвестиций: стоимость собственного капитала компании в целом возрастает по мере роста прибыли и денежных потоков компании, в то время как стоимость долга компании имеет верхний предел.
Кроме того, аналитик должен знать, где найти соответствующие данные, как обрабатывать и анализировать эти данные (другими словами, должен уметь решать типичные проблемы, возникающие при интерпретации данных), а также отчитываться об анализе и выводах.
Из-за множества причин проведения финансового анализа, множества доступных методов и анализа, а также нередко значительного объема данных, очень важно, чтобы аналитический подход был адаптирован к конкретной ситуации.
Перед началом любого финансового анализа, аналитик должен прояснить цель и контекст анализа, и четко понимать ответы на следующие вопросы:
Прояснив цель и контекст анализа, аналитик может выбрать набор методов (например, анализ финансовых коэффициентов), которые могут наилучшим образом помочь ему в принятии решения.
Несмотря на то, что не существует единого подхода к структурированию процесса анализа, можно предложить общую структуру процесса анализа (фреймворк), представленную в Иллюстрации 1 ниже.
Компоненты этого фреймворка взяты и адаптированы из работы ван Гройнинга и Братанович (van Greuning и Bratanovic, 2003 г., стр. 300) и Бенинга и Сариг (Benninga и Sarig, 1997 г., стр. 134-156).
Общая структура процесса проведения анализа финансовой отчетности, была описана ранее, в чтении, посвященном введению в анализ финансовой отчетности.
В данном чтении основное внимание уделяется этапам 3 и 4, относящимся обработке собранных данных и интерпретации анализа.
# |
Этап |
Информация |
Результаты работы |
---|---|---|---|
1 |
Формулировка цели и контекста анализа. |
|
|
2 |
Сбор исходных данных. |
|
|
3 |
Обработка собранных данных. |
|
|
4 |
Интерпретация результатов анализа. |
|
|
5 |
Подготовка аналитического заключения и рекомендаций. |
|
|
6 |
Последующее сопровождение. |
|
|
Эффективный анализ охватывает как вычисления, так и интерпретацию результатов. Хорошо обоснованный анализ отличается от простого объединения в единое целое различных частей информации, расчетов, таблиц и графиков.
При анализе прошлой деятельности, например, следует рассматривать не только то, что произошло раньше, но и почему это произошло и привело ли это к развитию стратегии компании.
Вот некоторые из ключевых вопросов, на которые необходимо ответить:
Если анализ включает прогнозирование, необходимо также ответить на дополнительные вопросы:
Пример 1 демонстрирует, как можно проанализировать финансовые данные компании в контексте бизнес-стратегии и изменения в этой стратегии.
Компания Apple, Inc. занимается разработкой, производством и продажей компьютерной техники, мобильных устройств, операционных систем и сопутствующих товаров и услуг. Она также управляет розничными и интернет-магазинами.
Компания Microsoft разрабатывает, лицензирует и поддерживает программные продукты, услуги и технологичные устройства, реализуя все это через различные каналы, включая розничные магазины (в последние годы). Выборка финансовых данных с 2015 по 2017 год для этих двух компаний приведена ниже.
Финансовый год Apple (далее FY) заканчивается в последнюю субботу сентября (например, FY2017 закончился 30 сентября 2017 года).
Финансовый год Microsoft заканчивается 30 июня (например, FY2017 закончился 30 июня 2017 года).
Финансовый год |
2017 |
2016 |
2015 |
---|---|---|---|
Чистый объем продаж (или выручка) |
229,234 |
215,639 |
233,715 |
Валовая прибыль |
88,186 |
84,263 |
93,626 |
Операционная прибыль |
61,344 |
60,024 |
71,230 |
Финансовый год |
2017 |
2016 |
2015 |
---|---|---|---|
Чистый объем продаж (или выручка) |
89,950 |
85,320 |
93,580 |
Валовая прибыль |
55,689 |
52,540 |
60,542 |
Операционная прибыль |
22,326 |
20,182 |
18,161 |
Выручка Microsoft за 2017 и 2016 годы была впоследствии пересмотрена Форме 10-K за 2018 год в связи с изменением стандартов признания выручки и аренды.
Источник: Годовые Формы 10-K компаний Apple и Microsoft.
Apple отчиталась о снижении чистой выручки на 7.7% с FY2015 по FY2016 и увеличении на 6.3% с FY2016 по FY2017, что означает общее незначительное снижение за весь трехлетний период.
Валовая прибыль уменьшилась на 10.0% с FY2015 по FY2016 и увеличение на 4.7% с FY2016 по FY2017. Это также означает общее снижение валовой прибыли за три года. Операционная прибыль компании демонстрирует аналогичные тенденции.
Microsoft сообщила о снижении чистой выручки на 8.8% с FY2015 по FY2016 и увеличении на 5.4% с FY2016 по FY2017, что означает общего незначительное снижения в течение трехлетнего периода.
Валовая прибыль уменьшилась на 13.2% с FY2015 по FY2016 и увеличилась на 6.0% с FY2016 по FY2017. Подобно Apple, это она продемонстрировала общее снижение валовой прибыли за три года.
Операционная прибыль компании Microsoft с другой стороны показывала рост каждый год и за трехлетний период в целом. Общий рост операционной прибыли составил 23%.
Что послужило причиной роста операционной прибыли компании Microsoft, в то время как и Apple и Microsoft показали схожие негативные тенденции продаж и валовой прибыли?
Снижение продаж, валовой прибыли и операционной прибыли Apple с FY2015 по FY2016 было вызвано снижением продаж iPhone и слабостью иностранных валют по отношению к доллару США.
В FY2017 произошел откат продаж айфонов, компьютеров Mac, а продажи услуг несколько сместились на фоне продолжения ослабления иностранных валют. Microsoft также показала снижение выручки и валовой прибыли от продажи своих устройств и программного обеспечения Windows в FY2016, и также подверглась негативному воздействию ослабления иностранных валют.
Увеличение выручки и валовой прибыли Microsoft в FY2017 было обусловлено приобретением LinkedIn, более высокими объемами продаж программного обеспечения Microsoft Office, а также более высокими объемами продаж облачных услуг.
Драйвером непрерывного увеличения операционной прибыли Microsoft был большой спад в течение трехлетнего периода, вызванный обесценением, процессом интеграции и реструктуризацией расходов.
Microsoft отчиталась о $10 млрд. издержках в FY2015, связанных с ее направлением по смартфонам, а также дополнительных расходах на $1.1 млрд. в FY2016 и $306 млн. в FY2017.
При отсутствии этих крупных издержек, Microsoft показала бы аналогичную Apple тенденцию по операционной прибыли за трехлетний период.
Финансовые аналитики часто должны отчитываться о результатах своего анализа в письменном отчете. Их отчеты должны сообщать о том, как были сделаны выводы и почему ими были даны соответствующие рекомендации.
Например, отчет аналитика может содержать следующее:
Эффективные, хорошо описанные и обоснованные выводы и рекомендации, как правило, усиливаются при использовании данных за 3-10 лет, а также аналитических методов, соответствующих цели отчета.