Инструменты финансового анализа могут быть полезны аналитику для оценки эффективности компании и прогнозирования тенденций эффективности. В сущности, аналитик преобразует данные в финансовые показатели, которые помогают в принятии решений.

Финансовые аналитики пытаются ответить на примерно такие вопросы:

  • Насколько успешно компания вела деятельность, по отношению с собственными прошлыми результатами и по сравнению с конкурентами?
  • Как какие результаты компания, скорее всего, покажет в будущем? На основе ожидаемых будущих результатов, какой будет стоимость этой компании или ценных бумаг?

Основным источником данных для аналитиков является годовой отчет компании, в том числе финансовая отчетность с примечаниями и комментариями руководства (обзор и анализ руководства операционной и финансовой деятельности компании).

Это чтение сосредоточено на данных, представленных в финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО и US GAAP. Тем не менее, финансовые отчеты не содержат всю информацию, необходимую для проведения эффективного финансового анализа.

Хотя финансовые отчеты содержат данные о прошлой деятельности компании (ее выручке, прибыли и денежных потоках), а также ее текущем финансовом состоянии (активов, обязательствах и собственном капитале), эти отчеты не обязательно содержат всю информацию, необходимую для анализа, а также для прогнозирования будущих результатов.

Финансовый аналитик должен уметь использовать финансовую отчетность в сочетании с другой информацией, делать прогнозы и получать достоверные результаты.

Соответственно, аналитику, как правило, приходится дополнять информацию, полученную из финансовых отчетов компании, другой информацией, включая информацию об экономике, отрасли, сопоставимых компаниях и самой компании.

Это чтение посвящено различным методам, используемым для анализа финансовой отчетности компании. Финансовый анализ компании может осуществляться по разным причинам, например, с целью оценки долевых ценных бумаг, оценки кредитного риска, проверки благонадежности компании, в связи с ее приобретением (дью дилидженс) или оценки эффективности работы дочерней компании.

Это чтение описывает методы и инструменты, общие для любого вида финансового анализа, а затем в нем рассматриваются более конкретные аспекты для двух наиболее распространенных видов: анализ собственного капитала и анализ заемного капитала (кредитный анализ).

  • Анализ собственного капитала подразумевает анализ перспектив владельцев компании в отношении стоимости компании для ее эффективности.
  • Кредитный анализ подразумевает анализ перспектив кредиторов (например, банка или держателя облигаций).

В любом случае, при этом необходимо собирать и анализировать информацию для принятия решения (в отношении собственного или заемного капитала), но в центре внимания анализа оказываются интересы либо собственников, либо кредиторов.

Анализ собственного и заемного капитала оценивает способность компании генерировать и увеличивать рост прибыли и денежных потоков, а также любые связанные с этим риски. При этом, анализ собственного капитала, как правило, уделяет больше внимания росту показателей, в то время как кредитный анализ, как правило, уделяет больше внимания рискам.

Различие в акцентах отражает различные основы этих видов инвестиций: стоимость собственного капитала компании в целом возрастает по мере роста прибыли и денежных потоков компании, в то время как стоимость долга компании имеет верхний предел.

Верхний предел долга равен недисконтированной общей сумме непогашенного основного долга и оставшимся процентным выплатам (то есть, приведенной стоимости этих предусмотренных договором платежей, по нулевой ставке дисконтирования).
При проведении финансового анализа, необходимо четко определить и понять конечную цель и шаги (этапы), необходимые для достижения этой цели.

Кроме того, аналитик должен знать, где найти соответствующие данные, как обрабатывать и анализировать эти данные (другими словами, должен уметь решать типичные проблемы, возникающие при интерпретации данных), а также отчитываться об анализе и выводах.

Цели процесса проведения финансового анализа.

Из-за множества причин проведения финансового анализа, множества доступных методов и анализа, а также нередко значительного объема данных, очень важно, чтобы аналитический подход был адаптирован к конкретной ситуации.

Перед началом любого финансового анализа, аналитик должен прояснить цель и контекст анализа, и четко понимать ответы на следующие вопросы:

  • Какова цель анализа? На какие вопросы должен ответить этот анализ?
  • Какой уровень детализации будет необходим для достижения этой цели?
  • Какие данные доступны для анализа?
  • Какие факторы или взаимосвязи окажут влияние на анализ?
  • Каковы аналитические ограничения, и как эти ограничения могут потенциально снизить ценность результатов анализа?

Прояснив цель и контекст анализа, аналитик может выбрать набор методов (например, анализ финансовых коэффициентов), которые могут наилучшим образом помочь ему в принятии решения.

Несмотря на то, что не существует единого подхода к структурированию процесса анализа, можно предложить общую структуру процесса анализа (фреймворк), представленную в Иллюстрации 1 ниже.

Компоненты этого фреймворка взяты и адаптированы из работы ван Гройнинга и Братанович (van Greuning и Bratanovic, 2003 г., стр. 300) и Бенинга и Сариг (Benninga и Sarig, 1997 г., стр. 134-156).

Общая структура процесса проведения анализа финансовой отчетности, была описана ранее, в чтении, посвященном введению в анализ финансовой отчетности.

В данном чтении основное внимание уделяется этапам 3 и 4, относящимся обработке собранных данных и интерпретации анализа.

Иллюстрация 1. Общая структура (фреймворк) процесса анализа финансовой отчетности.

#

Этап

Информация

Результаты работы

1

Формулировка цели и контекста анализа.

  • Характер выполняемого анализа (например, оценка инвестиций или присвоение кредитного рейтинга).
  • Данные о потребностях и проблемах компании, полученные в результате взаимодействия с представителем анализируемой компании.
  • Руководящие принципы, определяющие порядок проведения данного анализа.
  • Формулировка цели анализа.
  • Перечень конкретных вопросов, на которые должны ответить анализ.
  • Характер и содержание аналитического отчета, который должен быть предоставлен по итогам проведения анализа.
  • График и бюджет расходов на проведение анализа.

2

Сбор исходных данных.

  • Финансовые отчеты и прочие финансовые данные о компании, результаты опросов, данные об отрасли и экономическом окружении компании.
  • Переговоры с руководством компании, поставщиками, клиентами и конкурентами.
  • Посещение офиса и других объектов на территории компании (например, розничных точек или заводов).
  • Финансовая отчетность.
  • Прочие необходимые финансовые данные.
  • Результаты анкетирования (если требуется проведение анкетирования).

3

Обработка собранных данных.

  • Информация, полученная на предыдущем (2-м) этапе.

4

Интерпретация результатов анализа.

  • Информация, полученная на предыдущем (3-м) этапе, а также исходная информация.
  • Результаты анализа.

5

Подготовка аналитического заключения и рекомендаций.

  • Аналитические результаты и отчеты, сформированные ранее.
  • Руководящие принципы, определяющие порядок предоставления отчетов.
  • Аналитическое заключение, содержащее ответы на вопросы, поставленные на 1-м этапе.
  • Рекомендации относительно целей анализа (например, о целесообразности инвестиций или предоставления кредита).

6

Последующее сопровождение.

  • Информация предыдущих этапов, собираемая периодически, чтобы определить потребность в изменении рекомендаций.
  • Обновленное аналитическое заключение и рекомендации.

Различия между вычислениями и анализом.

Эффективный анализ охватывает как вычисления, так и интерпретацию результатов. Хорошо обоснованный анализ отличается от простого объединения в единое целое различных частей информации, расчетов, таблиц и графиков.

При анализе прошлой деятельности, например, следует рассматривать не только то, что произошло раньше, но и почему это произошло и привело ли это к развитию стратегии компании.

Вот некоторые из ключевых вопросов, на которые необходимо ответить:

  • Какие аспекты результатов деятельности имеют решающее значение для того, чтобы эта компания успешно конкурировала в этой отрасли?
  • Насколько хорошо результаты деятельности компании соответствует этим критически важным аспектам? (Устанавливается путем вычисления и сравнения соответствующих критериев эффективности самой компании или ее конкурентов).
  • Каковы были основные причины этих результатов, и как эти результаты отражают стратегию компании? (Устанавливается на основе анализа).

Если анализ включает прогнозирование, необходимо также ответить на дополнительные вопросы:

  • Каким будет вероятное влияние какого-либо события или тенденции? (Устанавливается путем интерпретации анализа).
  • Какова вероятная реакция руководства на эту тенденцию? (Устанавливается путем оценки качества менеджмента и корпоративного управления).
  • Каким будет вероятное влияние тенденций в компании, отрасли и экономике на будущие денежные потоки? (Устанавливается путем оценки корпоративной стратегии и прогнозов).
  • Каковы рекомендации аналитика? (Устанавливается путем интерпретации и прогнозирования результатов анализа).
  • Какие риски необходимо отметить? (Устанавливается путем оценки основных факторов неопределенности в прогнозе и в экономической среде, в которой работает компания).

Пример 1 демонстрирует, как можно проанализировать финансовые данные компании в контексте бизнес-стратегии и изменения в этой стратегии.

Аналитик должен уметь понять, что стоит за числами и коэффициентам, а не просто получить эти числа и коэффициенты.

Пример (1) отражения стратегии компании в ее финансовых показателях.

Компания Apple, Inc. занимается разработкой, производством и продажей компьютерной техники, мобильных устройств, операционных систем и сопутствующих товаров и услуг. Она также управляет розничными и интернет-магазинами.

Компания Microsoft разрабатывает, лицензирует и поддерживает программные продукты, услуги и технологичные устройства, реализуя все это через различные каналы, включая розничные магазины (в последние годы). Выборка финансовых данных с 2015 по 2017 год для этих двух компаний приведена ниже.

Финансовый год Apple (далее FY) заканчивается в последнюю субботу сентября (например, FY2017 закончился 30 сентября 2017 года).

Финансовый год Microsoft заканчивается 30 июня (например, FY2017 закончился 30 июня 2017 года).

Финансовые данные Apple (в $ млн.).

Финансовый год

2017

2016

2015

Чистый объем продаж (или выручка)

229,234

215,639

233,715

Валовая прибыль

88,186

84,263

93,626

Операционная прибыль

61,344

60,024

71,230

Финансовые данные Microsoft (в $ млн.)

Финансовый год

2017

2016

2015

Чистый объем продаж (или выручка)

89,950

85,320

93,580

Валовая прибыль

55,689

52,540

60,542

Операционная прибыль

22,326

20,182

18,161

Выручка Microsoft за 2017 и 2016 годы была впоследствии пересмотрена Форме 10-K за 2018 год в связи с изменением стандартов признания выручки и аренды.

Источник: Годовые Формы 10-K компаний Apple и Microsoft.


Apple отчиталась о снижении чистой выручки на 7.7% с FY2015 по FY2016 и увеличении на 6.3% с FY2016 по FY2017, что означает общее незначительное снижение за весь трехлетний период.

Валовая прибыль уменьшилась на 10.0% с FY2015 по FY2016 и увеличение на 4.7% с FY2016 по FY2017. Это также означает общее снижение валовой прибыли за три года. Операционная прибыль компании демонстрирует аналогичные тенденции.

Microsoft сообщила о снижении чистой выручки на 8.8% с FY2015 по FY2016 и увеличении на 5.4% с FY2016 по FY2017, что означает общего незначительное снижения в течение трехлетнего периода.

Валовая прибыль уменьшилась на 13.2% с FY2015 по FY2016 и увеличилась на 6.0% с FY2016 по FY2017. Подобно Apple, это она продемонстрировала общее снижение валовой прибыли за три года.

Операционная прибыль компании Microsoft с другой стороны показывала рост каждый год и за трехлетний период в целом. Общий рост операционной прибыли составил 23%.


Что послужило причиной роста операционной прибыли компании Microsoft, в то время как и Apple и Microsoft показали схожие негативные тенденции продаж и валовой прибыли?

Снижение продаж, валовой прибыли и операционной прибыли Apple с FY2015 по FY2016 было вызвано снижением продаж iPhone и слабостью иностранных валют по отношению к доллару США.

В FY2017 произошел откат продаж айфонов, компьютеров Mac, а продажи услуг несколько сместились на фоне продолжения ослабления иностранных валют. Microsoft также показала снижение выручки и валовой прибыли от продажи своих устройств и программного обеспечения Windows в FY2016, и также подверглась негативному воздействию ослабления иностранных валют.

Увеличение выручки и валовой прибыли Microsoft в FY2017 было обусловлено приобретением LinkedIn, более высокими объемами продаж программного обеспечения Microsoft Office, а также более высокими объемами продаж облачных услуг.

Драйвером непрерывного увеличения операционной прибыли Microsoft был большой спад в течение трехлетнего периода, вызванный обесценением, процессом интеграции и реструктуризацией расходов.

Microsoft отчиталась о $10 млрд. издержках в FY2015, связанных с ее направлением по смартфонам, а также дополнительных расходах на $1.1 млрд. в FY2016 и $306 млн. в FY2017.

При отсутствии этих крупных издержек, Microsoft показала бы аналогичную Apple тенденцию по операционной прибыли за трехлетний период.


Финансовые аналитики часто должны отчитываться о результатах своего анализа в письменном отчете. Их отчеты должны сообщать о том, как были сделаны выводы и почему ими были даны соответствующие рекомендации.

Например, отчет аналитика может содержать следующее:

  • Цель отчета, если она не очевидна;
  • Соответствующие аспекты бизнес-контекста:
    • экономическая среда (страна / регион, макроэкономика, сектор и отрасль);
    • финансовые и прочие инфраструктуры (бухгалтерский учет, аудит, рейтинги рейтинговых агентств);
    • нормативно-правовая база (и любые другие существенные ограничения для анализируемой компании);
  • Оценка корпоративного управления и стратегии менеджмента, в том числе конкурентных преимуществ компании;
  • Оценка данных об операционной и финансовой деятельности, в том числе основных допущений в анализе; и
  • Выводы и рекомендации, в том числе ограничения анализа и рисков.

Эффективные, хорошо описанные и обоснованные выводы и рекомендации, как правило, усиливаются при использовании данных за 3-10 лет, а также аналитических методов, соответствующих цели отчета.