Рассмотрим характерную ситуацию, связанную с размещением фирменного торгового оборудования в рекламных целях.

Допустим, производитель напитков продает свою продукцию через супермаркеты.

При этом он обычно предоставляет торговые стойки и холодильники для напитков, чтобы супермаркет использовал их для демонстрации и продажи напитков. На стойки и холодильники нанесены фирменные цвета и логотип.

Бухгалтер, ведущий учет у производителя, знает, что компания делает это в рекламных целях, и что она не должна капитализировать эта расходы на рекламу, а должна признавать их в составе прибыли или убытка.

Тем не менее, на холодильниках и стойках с напитками есть логотип компании и они будут использоваться более 1 года.

Может ли компания в такой ситуации капитализировать расходы в активах?

Подобная ситуация характерна для торговых сетей.

В рекламных целях вы можете размещать самые различные объекты в помещениях своего клиента: холодильники и стойки для напитков, всевозможные витрины, фонари, знаки и прочее торговое и рекламное оборудование.

Например, IKEA иногда размещает диваны и журнальных столики в торговых центрах, и люди могут свободно пользоваться ими для отдыха. Эта мебель также имеет логотип IKEA и информацию о том, где и по какой цене покупатели могут ее купить.

Все это делается для целей маркетинга и продвижения.

Можно ли капитализировать такие расходы в стоимости НМА?

В соответствии с МСФО вы не должны капитализировать какие-либо расходы на рекламу в стоимости НМА.

Это прямо запрещено стандартом МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» не потому, что от этих расходов в будущем нет экономических выгод, а просто потому, что расходы на рекламу не соответствуют определению нематериального актива.

Поэтому в целом вы должны признавать любые рекламные расходы в составе прибыли или убытка.

Единственным исключением является предоплаченная рекламная кампания.

Если вы предварительно оплатите рекламную кампанию на 1 год, то вы сможете признать предоплату за будущие услуги, поскольку при потреблении соответствующей услуги вы должны признать расходы.

Однако здесь мы говорим о рекламных активах, и они не являются нематериальными активами.

Можно ли капитализировать расходы в активах, размещенных на территории клиента?

Это зависит от ситуации.

Обратимся к Концептуальным основам финансовой отчетности. Они был обновлены в марте 2018 года, но в КО 2010 года, которое применяется до 2020 года, сказано:

«Ресурс, контролируемый организацией в результате прошлых событий, от которого ожидается поступление будущих экономических выгод для организации (п.4.4.a)».

Вы должны оценить, соответствуют ли активы, бесплатно размещенные в помещении клиента, определению актива.

Итак, вы должны ответить на 3 вопроса:

1. Ожидаются ли будущие экономические выгоды от использования актива?

Ответ - да, потому что в противном случае вы бы не предоставляли свои холодильники бесплатно.

Возможно, вы ожидаете увеличения продаж ваших продуктов в результате размещения их в хорошем фирменном холодильнике в супермаркете.

Здесь также стоит упомянуть об одной детали, связанной с будущими экономическими выгодами.

Многие люди считают, должна быть возможность оценки будущих экономических выгод, в противном случае они не являются экономическими выгодами.

Но вам не нужно их оценивать.

Будущие экономические выгоды - это потенциальная возможность актива внести свой вклад в ваши денежные потоки или прибыль. И здесь не идет речь об их оценке.

2. Появился ли актив в результате прошлого события?

Другими словами, был ли он куплен, обменен или приобретен другим способом?

В данном случае очевидно, что да.

И последний, но, вероятно, самый важный вопрос в данном примере:

3. Контролируется ли актив компанией?

Вы по-прежнему контролируете оборудование, пока оно находится в помещениях клиента?

Можете ли вы еще принять решение об использовании актива? Можете ли вы управлять использованием актива? Кто несет расходы в случае ремонта? У вас есть постоянный доступ к активу?

Если вы решите, что да, у вас все еще есть контроль над активом, то капитализируйте его и потом обесценивайте в течение ожидаемого срока полезного использования.

Если вы теряете контроль над активом в тот момент, когда бесплатно предоставляете его своему клиенту, тогда вы должны признать расходы в составе прибыли или убытка.


Приведем простой пример.

Представьте, что вы подписали соглашение с сетью супермаркетов о бесплатной поставке фирменных холодильников.

Супермаркет обязуется в течение 2 лет размещать холодильники в указанных местах, заполнив их вашими продуктами.

После этого периода супермаркет может решить судьбу холодильников самостоятельно.

Экономический срок эксплуатации холодильников составляет 4 года.

Это подразумевает, что у вас есть контроль над этими активами в течение первых 2 лет, так как это предусмотрено договором. Поэтому вас есть актив и вы будете амортизировать его в течение ожидаемого срока полезного использования - 2-х лет.