Рассмотрим иллюстративный пример сравнительного анализа отраслей по основным факторам внутреннего и внешнего влияния на отрасли, - в рамках изучения инвестиций в фондовый рынок по программе CFA.
Иллюстрация 7 демонстрирует практическое применение основных факторов стратегического анализа, рассматриваемых в этом чтении, на примере сравнительного анализа трех отраслей.
Лицензированные лекарства |
Нефтесервисные услуги |
Кондитерские изделия / сладости |
|
---|---|---|---|
Основные компании |
Pfizer, Novartis, Merck, GSK plc |
Schlumberger, Baker Hughes, Halliburton |
Hershey, Mars/Wrigley, Nestle |
Очень высокие: Для эффективной конкуренции необходим существенный финансовый и интеллектуальный капитал. Потенциальному новому участнику отрасли необходимы значительные исследования и разработки (НИОКР), глобальная сеть сбыта и крупномасштабные производственные мощности. |
Средние: |
Очень высокие: |
|
Концентрированная: Небольшое количество компаний контролируют основную часть мирового рынка лицензированных лекарств. Недавние слияния привели к повышению уровня концентрации. |
Фрагментированная: Хотя лишь небольшое количество компаний предоставляют полный спектр нефтесервисных услуг, многие более мелкие игроки эффективно конкурируют в определенных областях. Сервисные подразделения национальных нефтяных компаний могут контролировать значительную долю рынка в своих странах, а некоторые продукты сосредоточены на зрелом рынке США. |
Очень концентрированная: Первые четыре компании отрасли имеют наибольшую долю мирового рынка. Недавние слияния еще больше повысили уровень концентрации. |
|
Влияние емкости отрасли |
Не применимо: Цены на лекарства в основном определяется патентной защитой и нормативами, включая государственные разрешения на лекарства и производство. Производственные мощности имеют небольшое значение. |
Среднее / высокое: Спрос может быстро колебаться в зависимости от цен на сырьевые товары, а игроки отрасли часто имеют слишком мало (или слишком много) сотрудников на постоянной заработной плате. |
Не применимо: Ценообразование обусловлено преимущественно силой бренда. Производственные мощности почти не оказывают влияния. |
Стабильная: На рынке лицензированных лекарств доминируют крупные компании и распространена консолидация через сверхкрупные слияния. Тем не менее, доли рынка быстро смещаются, когда новые препараты получают одобрение и признание или теряют патентную защиту. |
Нестабильная: Рыночные доли могут часто смещаться в зависимости от технологических новшеств и уровней спроса. |
Очень стабильная: Рыночные доли практически незыблемы. |
|
Зрелая: Общий спрос не сильно меняется из года в год. |
Зрелая: Спрос колеблется в зависимости от цен на энергоносители, но рост выручки незначителен. |
Очень зрелая: Рост обусловлен тенденциями изменения популяции населения и ценообразованием. |
|
Низкая / средняя: В США цена является минимальным фактором благодаря дерегулированной системе здравоохранения, управляемой потребителями и поставщиками. Цена играет важную роль в системах с единым плательщиком, где эффективность лекарств имеет большее значение. |
Высокая: Цена является основным фактором решений покупателей. Некоторые компании имеют скромную ценовую власть из-за широкого спектра услуг или лучших в классе технологий, но основные клиенты (крупные нефтяные компании) обычно могут использовать собственный нефтяной сервис, если цены слишком высоки. Кроме того, инновации обычно быстро распространяются по всей отрасли. |
Низкая: Отсутствие конкуренции поддерживает стабильное ценообразование среди игроков, и бренд / знакомство с брендом играет гораздо большую роль в принятии решения о покупке, чем цена. |
|
Положительное: Население на развитых рынках стареет, что немного увеличивает спрос. |
Не применимо |
Не применимо |
|
Очень высокое: Продажа любых лекарств должна быть одобрена национальными регуляторами. Патентные режимы могут отличаться в разных странах. Кроме того, в большинстве стран здравоохранение сильно регулируется. |
Среднее: Государство может ограничивать цены и спрос на энергию. Кроме того, государства играют важную роль в распределении возможностей нефтеразведки, что может косвенно повлиять на объем работы нефтесервисных компаний. |
Низкая: Отрасль не регулируется, но на развитых рынках она может быть зависима от мер по заботе о детях - это низкоуровневая потенциальная угроза. Кроме того, развивающиеся рынки с сильным ростом могут блокировать вход мировых игроков на свои рынки, что способно ограничить рост. |
|
Не применимо |
Не применимо |
Не применимо |
|
Среднее / высокое: Биологические лекарства дают новые терапевтические возможности, и многие крупные фармацевтические компании имеют относительно небольшое присутствие в биотехнологиях. |
Среднее / высокое: Отрасль является обоснованно инновационной, и игроки должны реинвестировать в исследования и разработки, чтобы оставаться конкурентоспособными. Временные конкурентные преимущества возможны за счет коммерциализации новых процессов или эксплуатации накопленного опыта. |
Очень низкое: Инновации не играют основной роли в отрасли. |
Пример 8 обобщает некоторую информацию из Иллюстрации 7.
Решение для части 1:
Ответ B правильный. Иллюстрация 7 показывает, что фармацевтическая отрасль сильно подвержена государственному и нормативному влиянию.
Решение для части 2:
Ответ C правильный. Иллюстрация 7 показывает, что инновации не играют большой роли в отрасли кондитерских изделий.
Решение для части 3:
Ответ C правильный. Это ложное утверждение. С точки зрения мировой перспективы, отрасль считается фрагментированной.
Хотя небольшое число компаний предоставляют полный спектр услуг, конкуренция со стороны множества меньших игроков происходит в нишевых областях рынка. Кроме того, национальные нефтесервисные компании контролируют значительную долю рынка в своих странах.