Построение отраслевой группы сопоставимых или однородных компаний (англ. 'peer group') является субъективным процессом. Результат часто существенно отличается даже для наиболее узко определенных категорий, предусмотренных коммерческими системами отраслевой классификации.

Тем не менее, коммерческие системы классификации отраслей дают отправную точку для построения соответствующей отраслевой сопоставимой группы, поскольку, используя такие системы, аналитик может быстро определить публичные компании, работающие в выбранной отрасли.

Фактически, один из подходов к построению отраслевой группы - это начать с идентификации других компаний, работающих в той же отрасли.

Аналитик, который использует одну или несколько коммерческих систем классификации, может быстро получить список других компаний из отрасли, в которой работает интересующая компания, в соответствии с определением отрасли поставщиком системы классификации.

Затем аналитик может изучить основную деятельность этих компаний и при необходимости внести корректировки, чтобы обеспечить полную сопоставимость компаний.

Приведенные ниже списки этапов и вопросов приведены в качестве практической помощи аналитикам в выявлении сопоставимых компаний.

Этапы построения предварительного списка отраслевой группы сопоставимых компаний:

  • Изучите коммерческие классификационные системы, если они вам доступны. Эти системы часто обеспечивают полезную отправную точку для выявления компаний, работающих в той же отрасли.
  • Изучите годовую отчетность целевой компании, чтобы выяснить конкурентную среду. Компании часто ссылаются на конкретных конкурентов.
  • Изучите годовую отчетность конкурентов, что определить другие потенциальные сопоставимые компании.
  • Изучите отраслевые рыночные публикации для выявления сопоставимых компаний.
  • Убедитесь, что каждая сопоставимая компания получает значительную часть своей выручки и операционной прибыли от своей деятельности, аналогичной основной деятельности целевой компании.

Вопросы, которые помогают улучшить список сопоставимых компаний:

  • Какая доля выручки и операционной прибыли получена от деятельности, аналогичной основной деятельности целевой компании?
    В целом, более высокая доля приводит к более значимому сравнению.
  • Работает ли потенциальная сопоставимая компания в той же среде спроса, что и целевая компании?
    Например, сравнение темпов роста, операционной прибыли и других показателей может иметь ограниченную ценность, если компании подвергаются воздействию различных стадий бизнес-цикла (как уже упоминалось, такие различия могут быть результатом ведения бизнеса на географически разных рынках).
  • Имеет ли потенциальная компания финансовую дочернюю компанию?
    Некоторые компании создают финансовые подразделения для облегчения продажи своей продукции (например, Caterpillar Inc. и John Deere).
    Чтобы провести значимое сравнение компаний, аналитик должен внести корректировки в финансовую отчетность, чтобы уменьшить влияние, которое финансовые дочерние компании оказывают на различные сравниваемые финансовые показатели.

Пример 4 иллюстрирует процесс идентификации группы сопоставимых компаний и показывает некоторые практические препятствия, с которыми можно столкнуться при этом.

Пример (4) исследования группы сопоставимых компаний для целевой компании Brink's.

Предположим, что аналитик должен определить отраслевую группу компаний для компания Brink's, чтобы использовать ее в разделе оценки отчетности компании.

Brink's Company (Brink's) - это поставщик решений логистики и безопасности. Brink's работает в девяти сегментах: США, Франция, Мексика, Бразилия, Канада, Латинская Америка, EMEA, Азия и Платежные сервисы.

Аналитик начинает с изучения классификации отрасли Brink's в соответствии с системой GICS. Как обсуждалось ранее, самая узкая категория, которую использует GICS, это уровень подотрасли, и на июнь 2018 года Brink's была в подотрасли GICS под названием Security & Alarm Services (Охранные системы и системы сигнализации), вместе с перечисленными ниже компаниями:

Сектор GICS: Industrials
(Промышленность)

Отраслевая группа GICS: Commercial and Professional Services
(Коммерческие и профессиональные услуги)

Отрасль GIS: Commercial Services and Supplies
(Коммерческие услуги и оборудование)

Подотрасль GICS: Security and Alarm Services
(Охранные системы и системы сигнализации)

  • Brink's, Inc.
  • AMN Healthcare Services, Inc.
  • Corecivic Inc.
  • Healthcare Services Group, Inc.
  • Korn/Ferry International
  • UniFirst Group
  • TriNet Group Inc.
  • Insperity Inc.
  • BEST Inc. (ADR)
  • Maximus, Inc.
  • ASGN Inc.
  • ManpowerGroup Inc.
  • Genpact Limited

После изучения списка компаний аналитик быстро понимает, что нужно внести некоторые коррективы в этот список, чтобы получить список компаний, сопоставимых с Brink's.

Например, Brink's имеет мало общего с услугами по управлению талантами (поиском исполнительного руководства), которыми занимается Korn/Ferry International. Фактически, после тщательного анализа аналитик приходит к выводу, что ни одна из прочих компаний, включенных в подотрасль GICS, не является хорошим «аналогом» Brink's, подходящим для сопоставления.

Далее аналитик рассматривает последний годовой отчет Brink's, чтобы найти комментарии руководства, касающиеся ее конкурентов. На странице 6 формы 10-K Brink's за 2017 год, в разделе «Тенденции и конкуренция в отрасли» приводится список других компаний с сопоставимой деятельностью:

«Brink's конкурирует с крупными транснациональными, региональными и мелкими компаниями по всему миру. Наши крупные транснациональные конкуренты - это G4S plc (Великобритания); Loomis AB (Швеция); Prosegur Compania de Seguridad, S.A (Испания); и Garda World Security Corporation (Canada)».

Аналитик отмечает, что G4S, Loomis и Prosegur Compania de Seguridad S.A - это публичные компании, занимающиеся системами безопасности и, скорее всего, они являются кандидатами для включения в сопоставимую группу для Brink's.

Garda World Security Corporation находится в частной собственности, поэтому аналитик исключает ее из группы. Для этой компании недоступны актуальные детальные фундаментальные данные.

Так же, подобно тому, как аналитик рассмотрел последний годовой отчет Brink's, чтобы определить дополнительные потенциальные сопоставимые компании, он должен также изучить годовые отчеты других компаний из указанного списка, чтобы определить в них другие компании для сопоставления.

При проверке годовых отчетов этих трех компаний аналитик не находит там дополнительных конкурентов.

Аналитик приходит к выводу, что отраслевая группа сопоставимых компаний для Brink's состоит из:

  • G4S plc (Великобритания);
  • Loomis AB (Швеция);
  • Prosegur Compania de Seguridad, S.A. (Испания).

Также обратите внимание, что МСФО и US GAAP требуют, чтобы компании раскрывали финансовую информацию о своих операционных сегментах (при определенных условиях).

Такие раскрытия предоставляют аналитикам операционную и финансовую информацию, которая может быть полезной при определении отраслевой группы.


Хотя компании с ограниченными направлениями бизнеса могут точно соответствовать одной общей группе, компании с несколькими подразделениями могут относиться к более чем одной категории.

Например, бельгийская Anheuser-Busch InBev в первую очередь занимается производством и продажей различных брендов пива. Ее можно легко группировать вместе с другими производителями напитков.

Тем не менее, американскую компанию Hewlett-Packard Company (HP), глобального поставщика технологических и программных решений, можно обоснованно включать в более чем одну категорию.

Например, инвесторы, заинтересованные в отрасли персональных компьютеров (ПК), вероятно, будут включать HP в свою отраслевую группу, а инвесторы, составляющие группу поставщиков IT-услуг, вероятно, также включат HP в эту группу.

Таким образом, аналитики должны различать отрасль компании, определенную одной или несколькими различными системами классификации, - и группу ее сопоставимых компаний.

Сопоставимая отраслевая группа должна состоять из компаний с аналогичными видами деятельности, которые зависят от аналогичных факторов спроса имеют аналогичную структуру затрат и аналогичный доступ к финансированию.

На практике эти необходимые ограничения часто приводят к меньшей группе (и даже в другой группе) компаний, чем самые узко определенные категории, используемые общими коммерческими системами классификации.

Пример 5 иллюстрирует различные аспекты построения и использования отраслевых групп.

Пример 5. Полупроводниковая отрасль: чувствительность к бизнес-циклу и определение отраслевой группы.

Отрасль полупроводников и полупроводникового оборудования GICS (код 453010 - Semiconductors & Semiconductor Equipment) имеет две подотрасли:

Полупроводниковое оборудование (код 45301010 - Semiconductor Equipment) и Полупроводники (код 45301020 - Semiconductors).

Члены подотрасли полупроводникового оборудования включают поставщиков оборудования, таких как Lam Research Corporation и ASML Holdings NV; а члены подотрасли полупроводников включают в себя производителей микросхем, таких как Intel Corporation и Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC) Ltd.

Компания Lam Research является ведущим поставщиком оборудования и услуг изготовления кремниевых пластин в отрасли полупроводников. Lam также предлагает оборудование для очистки пластин, которое используется после многих отдельных этапов изготовления пластин.

Зачастую, технические новшества, которые Lam представляет в своих продуктах производства и очистки пластин, также доступны в качестве модернизации (апгрейда) существующей производственной базы. Это преимущество предоставляет клиентам экономически эффективный способ расширения производительности и возможностей существующих линий производства пластин.

Компания ASML описывает себя как ведущего мирового поставщика литографических систем (травление и печать на кремниевых пластинах) для полупроводниковой промышленности. ASML производит сложное оборудование, которые имеет решающее значение для производства микросхем или микропроцессоров.

ASML проектирует, разрабатывает, внедряет, продает и обслуживает эти передовые системы, которые помогают производителям микрочипов уменьшать размер и увеличивать функциональность микросхем и потребительского электронного оборудования.

Оборудование ASML дорогое и, таким образом, представляет собой существенные капитальные вложения для покупателя.

Компания Intel является крупнейшим в мире производителем полупроводниковых микропроцессоров по показателю выручки и занимает доминирующее место на рынке микропроцессоров для ПК. Intel осуществила значительные инвестиции в исследования и разработки (R&D) новых микрочипов для новых применений.

Компания TSMC, созданная в 1987 году, является крупнейшим в мире специализированным производителем полупроводников (ее заводы разрабатывают и выпускают микросхемы и микрочипы для других компаний).

TSMC описывает себя как компанию с передовыми технологиями, новаторскими разработками, эффективным производством и качественной продукцией. Выручка компании составляет более 50% данного сегмента полупроводниковой отрасли.

Вопросы, перечисленные ниже, касаются перспектив рецессии, аналогичной той, что произошла в начале 2009 года, когда многие экономики по всему миру переживали кризис. Исходя только из этой информации, ответьте на следующие вопросы:

  1. Если слабая экономика, аналогичная началу 2009 года, восстановится ​​в течение следующих 12-18 месяцев, какая из двух подотраслей полупроводников и полупроводникового оборудования, скорее всего, первой покажет положительные изменения?
  2. Объясните, следует ли считать Intel и TSMC членами одной и той же отраслевой группы.
  3. Объясните, следует ли считать Lam Research и ASML членами одной и той же отраслевой группы.

Решение для части 1:

Согласно наиболее вероятному сценарию, улучшение положения производителей оборудования (Lam и ASML) будет отставать от позитивных изменений у полупроводниковых компаний (Intel и TSMC).

Из-за слабой экономики, избыток производственной мощности должен удовлетворить увеличение спроса на микросхемы в краткосрочной перспективе без дополнительного оборудования.

Когда производители полупроводников сочтут, что улучшились более долгосрочные перспективы, они начнут размещать заказы на дополнительное оборудование.


Решение для части 2:

Intel и TSMC вряд ли можно считать сопоставимыми членами одной и той же отраслевой группы, поскольку у них разные потребители и разные бизнес-модели.

Intel проектирует и выпускает свои собственные запатентованные полупроводниковые продукты для прямой продажи клиентам, таким как производители ПК.

TSMC предоставляет дизайнерские и производственные услуги разнообразной группе поставщиков микросхем, которые, как правило, не имеют своих собственных производственных возможностей.

Standard & Poor's не группирует Intel и TSMC в одну сопоставимую группу:

  • Intel находится в группе «Semiconductors, Logic, Larger Companies» (Крупные производители полупроводниковых продуктов),
  • TSMC находится в группе «Semiconductors, Foundry Services» (Услуги по производству полупроводниковых продуктов).

Решение для части 3:

Lam Research и ASML являются ведущими компаниями, которые проектируют и выпускают оборудование для производства полупроводниковых микрочипов.

Компании сопоставимы, поскольку оба зависят от одних и тех же экономических факторов, которые управляют спросом на их продукцию.

Их основные потребители - это производители полупроводниковых мирочипов.

Standard & Poor's группирует эти компании в одну отраслевую сопоставимую группу: «Semiconductor Equipment, Larger Front End» (Оборудование для производства полупроводниковых продуктов).


Далее мы рассмотрим фундаментальных навыки, необходимые для описания отраслей и отраслевого анализа.