Анализ компании (англ. 'company analysis') включает в себя анализ финансового положения компании, ее продуктов и/или услуг, а также конкурентной стратегии (ее планы по реагированию на угрозы и возможности внешней среды).

Финансовый аналитик выполняет анализ компании после того, как получит представление о внешней среде компании - макроэкономических, демографических, государственных, технологических и социальных силах, влияющих на конкурентную среду отрасли.

Аналитик должен стремиться определить, является ли стратегия компании в первую очередь оборонительной или наступательной по своему характеру и как компания намерена реализовать свою стратегию.

Портер определяет две главные конкурентные стратегии:

  • стратегия низких затрат или лидерство по затратам (англ. 'low-cost strategy', 'cost leadership') и
  • стратегия дифференциации или дифференцирования продуктов/услуг (англ. 'product differentiation strategy').

Придерживаясь стратегии низких затрат, компании стремятся стать производителями с низкими затратами и захватить долю рынка, предлагая свои продукты и услуги по более низкой цене, чем их конкуренты, и при этом по-прежнему получая операционную прибыль, достаточную для обеспечения хорошей доходности капитала.

Стратегии низких затрат могут применяться:

  • как оборонительные стратегии, чтобы защитить рыночные позиции и сохранить доходность, или
  • как наступательные стратегии, чтобы захватить долю рынка и увеличить доходность.

Ценообразование также может быть оборонительным (при низкой конкуренции) или агрессивным (при интенсивной конкуренции).

При интенсивной конкуренции цены могут даже стать хищническими - то есть, направленными на быстрое вытеснение конкурентов из бизнеса за счет недостаточной рентабельности. Перспектива такой стратегии заключается в том, что захватив большую долю рынка, компания может позже увеличить цены, чтобы получать более высокую прибыль, чем раньше.

Например, хищническая стратегия была обнаружена некоторыми аналитиками, которые исследовали то, как крупные авиакомпании пытаются защитить прибыльные маршруты от бюджетных авиакомпаний. Хотя законы, касающиеся антиконкурентной практики, часто запрещают применять хищнические цены для захвата доли рынка, в большинстве случаев трудно с достаточной уверенностью обосновать хищническое ценообразование (т.е. его отличия от интенсивной конкуренции со справедливыми ценами).

Компании, стремящиеся следовать стратегиям низких затрат, должны жестко контролировать затраты, иметь эффективные системы учета, а также соответствующие управленческие стимулы.

Кроме того, они должны посвящать себя кропотливому изучению своих систем производства, эффективности труда, а также низкозатратных способов разработки и сбыта продукции. Они должны быть в состоянии инвестировать в оборудование, повышающее эффективность производства, и финансировать эти капиталовложения с низкими затратами на капитал.


Придерживаясь стратегий дифференциации, компании пытаются позиционировать себя как поставщиков или производителей продуктов и услуг, которые являются уникальными либо по качеству, либо по способам распространения. Чтобы добиться успеха, их ценовые премии должны превышать их затраты на дифференциацию, а сама дифференциация должна быть привлекательной для клиентов и устойчивой с течением времени

Корпоративные менеджеры, которые успешно следуют стратегии дифференциации, как правило, имеют сильные команды, проводящие исследования на рынке, чтобы выявить и сопоставить потребности клиентов с разработкой продуктов и маркетингом.

Такая стратегия требует привлечения творческих и изобретательных людей.

Элементы, которые должен включать анализ компании.

Тщательный анализ компании, особенно представленный в исследовательском отчете, должен:

  • включать обзор компании (корпоративный профиль), дающий общее понимание о направлениях ее бизнеса, инвестиционной деятельности, корпоративном управлении и предполагаемых сильных сторонах и слабостях;
  • объяснить соответствующие отраслевые характеристики;
  • включать анализ спроса на продукцию и услуги компании;
  • включать анализ поставок продуктов и услуг, а также анализ связанных затрат;
  • объяснить среду ценообразования компании; и
  • представить и интерпретировать уместные финансовые коэффициенты, в том числе сравнение их в динамике и с конкурентами.

Анализ компании часто включает в себя прогнозирование финансовой отчетности компании, особенно когда цель анализа состоит в том, чтобы использовать метод дисконтированного денежного потока для оценки обыкновенного акционерного капитала компании.

Иллюстрация 8 содержит контрольный список вопросов, которые должен покрывать анализ компании. Этот список не является исчерпывающим и его можно адаптировать под анализ конкретной компании.

Иллюстрация 8. Контрольный список для анализа корпоративного профиля компании.

Определение основных продуктов и услуг компании, ее текущего места в отрасли, а также ее истории.

Состав продаж.

  • Стадии жизненного цикла продукта, влияние кривой опыта.
  • Исследования и разработки.
  • Прошлые и планируемые капитальные затраты.
  • Структура, состав и система избрания совета директоров; меры противодействия поглощению и другие вопросы корпоративного управления.
  • Сильные и слабые стороны, вознаграждение руководства; корпоративная культура.
  • Компенсационные пакеты и пенсионные программы, а также их влияние на стоимость акционерного капитала.
  • Трудовые отношения.
  • Доли участия работников и руководства.
  • Судебные процессы и соответствие компании установленным государством нормам и требованиям.
  • Другие специфичные сильные или слабые стороны компании.

Жизненный цикл продукта связан со стадиями продаж продукта. Кривая опыта показывает тенденции снижения себестоимости товаров или услуг по отношению к объемам их производства.

Отраслевые характеристики.

  • Стадия жизненного цикла отрасли.
  • Чувствительность к бизнес-циклу или экономические характеристики.
  • Типичные жизненные циклы продуктов в отрасли (короткие из-за технологического устаревания или длинные, такие как фармацевтические препараты, защищенные патентами).
  • Лояльность потребителей бренду, затраты на переключение клиентов, а также интенсивность конкуренции в отрасли.
  • Барьеры входа и выхода.
  • Анализ поставщиков отрасли (концентрация источников, возможность переключать поставщиков или возможности входа в бизнес поставщиков).
  • Количество компаний в отрасли, их доли рынка, а также уровень фрагментации или концентрации отрасли.
  • Возможность дифференцирования продукта / услуги, а также его относительная цена, стоимость и качественные преимущества / недостатки.
  • Используемые технологии.
  • Государственное регулирование.
  • Состояние и история трудовых отношений.
  • Прочие отраслевые проблемы / возможности.

Анализ спроса на продукты / услуги.

  • Источники спроса.
  • Дифференциация продукта.
  • Исторические данные о спросе, а также их чувствительность и корреляция с социальными, демографическими, экономическими и другими переменными.
  • Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные перспективы, включая новые продукты и возможности для бизнеса.

Анализ закупок товаров / услуг.

  • Источники (концентрация, конкуренция и заменители).
  • Перспективы изменения емкости отрасли - краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
  • Емкость и структура затрат компании.
  • Анализ импорта / экспорта.
  • Запатентованные продукты или товарные знаки.

Анализ ценообразования.

  • Исторические данные о взаимосвязи между спросом, предложением и ценами.
  • Значимость сырья и трудозатрат, а также прогноз их стоимости и доступности.
  • Перспективы изменения цен, спроса и рентабельности на основе текущих и ожидаемых будущих тенденций.

Финансовые коэффициенты и показатели.

(представленные в электронных таблицах по периодам, с прошлыми и прогнозируемыми данными)

  1. Коэффициенты деловой активности (оборачиваемости), оценивающие, насколько эффективно компания справляется с такими задачами, как сбор дебиторской задолженности и управление запасами:
    • Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях (DSO).
    • Оборачиваемость запасов в днях (DOH).
    • Оборачиваемость кредиторской задолженности в днях (DPO).
  2. Коэффициенты ликвидности, оценивающие способность компании выполнять свои краткосрочные обязательства:
    • Текущая ликвидность.
    • Срочная ликвидность.
    • Абсолютная ликвидность.
    • Цикл обращения денежных средств (DOH + DSO - DPO).
  3. Коэффициенты платежеспособности, оценивающие способность компании выполнять свои долговые обязательства (упоминаемый далее «чистый долг» - это сумма обязательств, по которым начисляются проценты, после вычета денежных средств и их эквивалентов).
    • Отношение чистого долга к EBITDA.
    • Отношение чистого долга к собственному капиталу.
    • Отношение долга к активам.
    • Отношение долга к собственному капиталу (по балансовой и рыночной стоимости).
    • Коэффициент финансового рычага (средние активы / средний собственный капитал).
    • Отношение денежного потока к долгу.
    • Коэффициент покрытия процентов.
    • Внебалансовые и условные обязательства.
    • Финансовые сделки с заинтересованными лицами.
  4. Коэффициенты рентабельности, оценивающие способность компании генерировать прибыльные продажи за счет ее ресурсов (активов).
    • Рентабельность по валовой прибыли.
    • Рентабельность по операционной прибыли.
    • Рентабельность по прибыли до налогообложения.
    • Рентабельность по чистой прибыли.
    • Доходность инвестированного капитала или ROIC (чистая операционная прибыль после налогообложения / средний инвестированный капитал).
    • Рентабельности активов или ROA (чистая прибыль / средние активы).
    • Рентабельность собственного капитала или ROE (чистая прибыль / средний собственный капитал).
  5. Финансовая статистика и связанные с ней вопросы, а также данные и факты о финансах компании, которые должен понимать аналитик.
  • Темпы роста чистых продаж.
  • Темпы роста валовой прибыли.
  • EBITDA.
  • Чистая прибыль.
  • Операционный денежный поток.
  • EPS.
  • Операционный денежный поток на акцию.
  • Операционный денежный поток по отношению к затратам на обслуживание и общим капитальным затратам.
  • Ожидаемая доходность нераспределенного денежного потока.
  • Сроки погашения долга и способность компании рефинансировать и / или погашать долг.
  • Коэффициент выплаты дивидендов (обыкновенные дивиденды / чистая прибыль, доступная обыкновенным акционерам).
  • Внебалансовые и условные обязательства.
  • Финансовые сделки с заинтересованными лицами.

Чтобы оценить результаты и эффективность компании, необходимо сравнить ключевые показатели, представленные в Иллюстрации 8, с другими периодами и с другими компаниями (особенно однородными компаниями).

Приведенную ниже формулу можно использовать, чтобы проанализировать, насколько и почему ROE компании отличается от других компаний или собственной ROE за другие периоды, а также отследить различия в изменении рентабельности прибыли и активов или финансовом рычаге:

ROE = (Рентабельность по чистой прибыли: чистая прибыль / чистая выручка)
\(\times \) (Оборачиваемость активов: чистая выручка / средние активы)
\(\times \) (Финансовый рычаг: средние активы / средний обыкновенный акционерный капитал)

Финансовая отчетность компании дает многочисленные идеи о влиянии отраслевых условий на результаты компании и на успех или неудачу ее стратегий.

Она также дает основу для прогнозирования операционных результатов компании, с учетом допущений аналитика о значении многочисленных переменных в будущем.

Финансовые коэффициенты, перечисленные в Иллюстрации 8, можно применять к широкому кругу компаний и отраслей, но помимо них также используются и другие статистические данные и показатели.

Моделирование с помощью электронных таблиц.

Моделирование финансовой отчетности в электронных таблицах с целью анализа и прогнозирования выручки, операционной и чистой прибыли, а также денежных потоков, стало одним из наиболее широко используемых инструментов в анализе компании.

Хотя электронные таблицы являются ценным инструментом для понимания прошлых финансовых показателей и прогнозирования будущих результатов, сложность таких моделей иногда может быть проблемой.

Поскольку моделирование требует, чтобы аналитик предсказывал и вводил значения для многочисленных статей в финансовой отчетности, существует риск возникновения ошибок либо в сделанных допущениях, либо в формулах модели, которые в совокупности могут приводить к ошибочным прогнозам.

Тем не менее, эти прогнозы могут показаться точными из-за явной сложности модели.

В результате, это часто приводит к ложному чувству понимания и неосмотрительности со стороны тех, кто полагается на модели. Чтоб обезопасить себя от этого, полезно выполнить «проверку реальности» модели до или после ее построения.

Такую проверку на обоснованность модели можно проводить:

  • выясняя, какие наиболее важные изменения в статьях отчета о прибыли и убытках произошли или произойдут в текущем или следующем году по сравнению с прошлым годом, а также,
  • пытаясь количественно оценить влияние этих существенных изменений на итоговые статьи.

Если аналитик не может обобщить в нескольких пунктах, какие факторы на самом деле влияют на изменение прибыли из года в год, и не убежден, что его предположения являются верными, то это означает, что он или она не понимает результат, полученный с помощью своего моделирования.

В целом финансовые модели должны быть представлены в формате, соответствующем формату отчетности о финансовых результатах или дополнительным раскрытиям отчетности. В противном случае не будет практической возможности проверить результаты модели, и аналитик не сможет сравнить ее с фактическими результатами из отчетности.