Рассмотрим элементы стратегического анализа компании - анализ финансового положения компании, анализ ее продуктов и услуг, анализ конкурентной стратегии компании, а также контрольный список вопросов для тщательного анализа корпоративного профиля компании, - в рамках изучения инвестиций в фондовый рынок по программе CFA.
Анализ компании (англ. 'company analysis') включает в себя анализ финансового положения компании, ее продуктов и/или услуг, а также конкурентной стратегии (ее планы по реагированию на угрозы и возможности внешней среды).
Финансовый аналитик выполняет анализ компании после того, как получит представление о внешней среде компании - макроэкономических, демографических, государственных, технологических и социальных силах, влияющих на конкурентную среду отрасли.
Аналитик должен стремиться определить, является ли стратегия компании в первую очередь оборонительной или наступательной по своему характеру и как компания намерена реализовать свою стратегию.
Портер определяет две главные конкурентные стратегии:
Придерживаясь стратегии низких затрат, компании стремятся стать производителями с низкими затратами и захватить долю рынка, предлагая свои продукты и услуги по более низкой цене, чем их конкуренты, и при этом по-прежнему получая операционную прибыль, достаточную для обеспечения хорошей доходности капитала.
Стратегии низких затрат могут применяться:
Ценообразование также может быть оборонительным (при низкой конкуренции) или агрессивным (при интенсивной конкуренции).
При интенсивной конкуренции цены могут даже стать хищническими - то есть, направленными на быстрое вытеснение конкурентов из бизнеса за счет недостаточной рентабельности. Перспектива такой стратегии заключается в том, что захватив большую долю рынка, компания может позже увеличить цены, чтобы получать более высокую прибыль, чем раньше.
Например, хищническая стратегия была обнаружена некоторыми аналитиками, которые исследовали то, как крупные авиакомпании пытаются защитить прибыльные маршруты от бюджетных авиакомпаний. Хотя законы, касающиеся антиконкурентной практики, часто запрещают применять хищнические цены для захвата доли рынка, в большинстве случаев трудно с достаточной уверенностью обосновать хищническое ценообразование (т.е. его отличия от интенсивной конкуренции со справедливыми ценами).
Компании, стремящиеся следовать стратегиям низких затрат, должны жестко контролировать затраты, иметь эффективные системы учета, а также соответствующие управленческие стимулы.
Кроме того, они должны посвящать себя кропотливому изучению своих систем производства, эффективности труда, а также низкозатратных способов разработки и сбыта продукции. Они должны быть в состоянии инвестировать в оборудование, повышающее эффективность производства, и финансировать эти капиталовложения с низкими затратами на капитал.
Придерживаясь стратегий дифференциации, компании пытаются позиционировать себя как поставщиков или производителей продуктов и услуг, которые являются уникальными либо по качеству, либо по способам распространения. Чтобы добиться успеха, их ценовые премии должны превышать их затраты на дифференциацию, а сама дифференциация должна быть привлекательной для клиентов и устойчивой с течением времени
Корпоративные менеджеры, которые успешно следуют стратегии дифференциации, как правило, имеют сильные команды, проводящие исследования на рынке, чтобы выявить и сопоставить потребности клиентов с разработкой продуктов и маркетингом.
Такая стратегия требует привлечения творческих и изобретательных людей.
Тщательный анализ компании, особенно представленный в исследовательском отчете, должен:
Анализ компании часто включает в себя прогнозирование финансовой отчетности компании, особенно когда цель анализа состоит в том, чтобы использовать метод дисконтированного денежного потока для оценки обыкновенного акционерного капитала компании.
Иллюстрация 8 содержит контрольный список вопросов, которые должен покрывать анализ компании. Этот список не является исчерпывающим и его можно адаптировать под анализ конкретной компании.
Определение основных продуктов и услуг компании, ее текущего места в отрасли, а также ее истории.
Жизненный цикл продукта связан со стадиями продаж продукта. Кривая опыта показывает тенденции снижения себестоимости товаров или услуг по отношению к объемам их производства.
(представленные в электронных таблицах по периодам, с прошлыми и прогнозируемыми данными)
Чтобы оценить результаты и эффективность компании, необходимо сравнить ключевые показатели, представленные в Иллюстрации 8, с другими периодами и с другими компаниями (особенно однородными компаниями).
Приведенную ниже формулу можно использовать, чтобы проанализировать, насколько и почему ROE компании отличается от других компаний или собственной ROE за другие периоды, а также отследить различия в изменении рентабельности прибыли и активов или финансовом рычаге:
Финансовая отчетность компании дает многочисленные идеи о влиянии отраслевых условий на результаты компании и на успех или неудачу ее стратегий.
Она также дает основу для прогнозирования операционных результатов компании, с учетом допущений аналитика о значении многочисленных переменных в будущем.
Финансовые коэффициенты, перечисленные в Иллюстрации 8, можно применять к широкому кругу компаний и отраслей, но помимо них также используются и другие статистические данные и показатели.
Моделирование финансовой отчетности в электронных таблицах с целью анализа и прогнозирования выручки, операционной и чистой прибыли, а также денежных потоков, стало одним из наиболее широко используемых инструментов в анализе компании.
Хотя электронные таблицы являются ценным инструментом для понимания прошлых финансовых показателей и прогнозирования будущих результатов, сложность таких моделей иногда может быть проблемой.
Поскольку моделирование требует, чтобы аналитик предсказывал и вводил значения для многочисленных статей в финансовой отчетности, существует риск возникновения ошибок либо в сделанных допущениях, либо в формулах модели, которые в совокупности могут приводить к ошибочным прогнозам.
Тем не менее, эти прогнозы могут показаться точными из-за явной сложности модели.
В результате, это часто приводит к ложному чувству понимания и неосмотрительности со стороны тех, кто полагается на модели. Чтоб обезопасить себя от этого, полезно выполнить «проверку реальности» модели до или после ее построения.
Такую проверку на обоснованность модели можно проводить:
Если аналитик не может обобщить в нескольких пунктах, какие факторы на самом деле влияют на изменение прибыли из года в год, и не убежден, что его предположения являются верными, то это означает, что он или она не понимает результат, полученный с помощью своего моделирования.
В целом финансовые модели должны быть представлены в формате, соответствующем формату отчетности о финансовых результатах или дополнительным раскрытиям отчетности. В противном случае не будет практической возможности проверить результаты модели, и аналитик не сможет сравнить ее с фактическими результатами из отчетности.