Преодоление «эксклюзивных» сделок, вызванных доминированием Tencent, открывает новые возможности.
Бывший когда-то очагом пиратства, музыкальный рынок Китая стал настолько популярным, что сделок по авторским правам стало значительно больше, чем песен.
После волны так называемых эксклюзивных партнерских сделок между крупнейшими интернет-компаниями страны и крупными международными лейблами, правительство и регулятор обратили пристальное внимание на один из самых быстрорастущих музыкальных рынков мира.
Согласно данным iResearch, компании по исследованию рынка, в этом году платная онлайн-музыка вырастет на 59% до Rmb3bn ($ 455 млн.). Более того, отраслевой орган IFPI говорит, что почти все это сводится к потоковой передаче данных в страну, которая в Китае намного опережает все другие крупные рынки.
«Я думаю, мы увидим, что международные артисты хотят «поделить Китай» так же, как они всегда хотели «поделить Америку», - говорит Стю Берген, исполнительный директор международных и глобальных коммерческих услуг Warner Music.
Согласно данным Soochow Security, китайская брокерская компания Tencent имела 78-процентную долю в доходах рынка в прошлом году. Ее влияние и толстый кошелек позволили группе превзойти конкурентов в соглашениях о продаже с западными лейблами, которые хотят распространять свою музыку в Китае.
«Они предлагают очень высокие цены. И это выходит за рамки того, что, по их мнению, они смогут монетизировать, если получат права на весь этот контент», - говорит один из инвесторов. Национальная администрация авторских прав Китая (NCAC) в конце сентября предложила прекратить эксклюзивные сделки с целью для поощрения большей конкуренции. Дуань Юпин, официальный представитель NCAC, повторил эту точку зрения в газете People's Daily в прошлом месяце: «Это не нормально, когда весь пул авторских прав размещен исключительно на одной платформе».
Однако музыкальные лейблы указывают, что слово «эксклюзивный» является неправильным. Сделка, говорят они, более сродни основному соглашению о лицензировании, распространенному на некоторых развивающихся рынках, в соответствии с которым авторское право передается одной компании, которая затем перекрестно лицензирует ее на другие платформы.
Берген из Warner Music говорит, что Tencent «предполагает делать суб-лицензионные сделки со всеми потенциальными интернет-музыкальными платформами от имени наших артистов», добавив, что это уникальная договоренность, которая «не обязательно была бы работающей моделью на любом другом рынке».
Для китайской компании, которая надеется развивать музыкальное направление в следующем году, наличие прав на контент имеет решающее значение. «Поскольку Tencent Music готовится к первичному публичному размещению, авторские права, которыми они обладают, - это единственное, что они могут предложить инвесторам в поддержку [ожидаемой] высокой оценки», - отмечает один руководитель отрасли.
Соперники осторожно и оптимистично оценивают влияние вмешательства регулирующего органа. Цена прав на распространение будет продолжать расти, говорит глава одного продюсерского центра, но «премия не будет такой высокой, как сейчас; пузырь станет меньше».
Ван Цзян, музыкальный продюсер и бывший режиссер Universal Music в Китае, говорит, что все это приведет к другой модели. «Когда в будущем компании-лейблы будут подписывать новые контракты на авторские права, они добавят в них более конкретные предложения, например, как распространять это авторское право, даже если это "эксклюзивная" сделка».
Искаженный рынок Китая объясняется в значительной степени его историей. Пиратство было широко распространено - от магазинов, продающих DVD-диски до незаконной загрузки и потоковой передачи. Правительственное вмешательство посредством наказаний и штрафов изменило картину.
Выступая на конференции в Шэньчжэне в начале этого года, Чиа-Чи Ли, директор по технологическим сделкам Tencent, описал действия правительства как «возможно одно из самых больших изменений на рынке, которое позволило нам быть здесь сегодня».
Слушатели в значительной степени перешли от бесплатного пиратского контента к бесплатной, сопровождаемой рекламой, потоковой передаче. Tencent Music утверждает, что на китайском рынке у него 700 миллионов активных пользователей и что 20 миллионов будут платными абонентами к концу 2017 года.
«Это огромная пользовательская база бесплатных услуг», - пожимает плечами один музыкальный аналитик.
Несмотря на доминирование Tencent, произошло более широкое возрождение музыкальной индустрии Китая. Alibaba, гигант электронной коммерции и Netease Cloud Music, музыкальная платформа номер два, тоже расширили свой рынок. Tencent начал приобретать другие музыкальные платформы и присоединять их к собственной - QQ.
Мэтью Даниэль, международный вице-президент Netease Cloud Music, указывает на роль социальных сетей в том, как развилась музыкальная индустрия. «Отличие Китая в том, что все социальные сети локальные, а международные соцсети недоступны Поэтому все нужно начинать с нуля».
Не удивительно, что международные звукозаписывающие компании имеют все шансы расширить свое присутствие в стране. Если рынок Китая развивается и растет, это означает, что он устойчив, говорит один участников рынка: «Я думаю, что мы увидим творческий взрыв, который мы видели в 60-х и 70-х годах на западе».
Насколько большой музыкальный рынок Китая? Если вы считаете потоковые платформы, цифры огромны. Tencent утверждает, что у него 700 млн. пользователей, а Netease - 400m.
Эти цифры намного опережают официальный показатель 503 млн. на конец 2016 года и демонстрируют то, что аналитик Марк Маллиган называет «абсолютно огромным количеством перекрытий».
Маллиган из британской консалтинговой компании Midea Research по исследованиям в области музыки говорит, что использование идентификаторов, выданных платформами, подразумевает, что по меньшей мере три четверти населения Китая являются активными пользователями, хотя в некоторых регионах нет услуг мобильной передачи данных, необходимых для потока.
Но если Tencent планирует провести IPO, она будет вынуждена пролить свет на цифры - и, в частности, на число платных подписчиков, что будет иметь ключевое значение для оценки компании.
15% платных подписчиков, о которых заявила Tencent - это доля, которая уступает только Spotify и Apple Music, но, как говорит Маллиган, они рассредоточены по различным платформам: QQ Music, KuGou и KuWo. По его словам, объединение идентификаторов в преддверии листинга значительно сократит общую цифру.
Есть также вопросы о том, кто является подписчиком: только те, кто активно пользуется потоковым воспроизведением музыки на ежемесячной основе, или также случайные пользователи других услуг.
Netease, которая специализируется на электронной танцевальной музыке и хип-хопе, утверждает, что является самым быстрорастущим сервисом. Число ее активных пользователе увеличивается на 44% в год по состоянию на июнь.