Аварийная ситуация на рейсе Alaska Airlines произошла после аварий Боингов серии Max 8 в 2018 и 2019 годах.
Драматический прорыв секции фюзеляжа на рейсе Alaska Airlines привлек внимание к Boeing 737 Max - самому популярному самолету компании Boeing, который также является крупнейшим источником доходов компании в направлении коммерческой авиации.
Нынешний кризис произошел с моделью 737 Max 9, более длинной версией наиболее распространенной модели Max 8, которая была в центре внимания после двух аварий в 2018 и 2019 годах, при которых погибло в совокупности 346 человек.
Сейчас эксплуатируется около 217 самолетов Max 9, согласно данным авиационной консалтинговой фирмы Cirium. Американский авиационный регулятор Federal Aviation Administration (FAA) приостановил вылеты 171 из них, в том числе флот из 79 самолетов Max 9 компании United Airlines.
В понедельник United и Alaska Airlines обнаружили незакрепленные детали на некоторых из этих самолетов, что угрожает усилить проблемы для Boeing.
Аварийная ситуация с оторванной панелью привела к снижению рыночной стоимости компании Boeing на $12 млрд. Какими бы ни были результаты расследования, Boeing придется сильно постараться, чтобы восстановить уверенность пассажиров в семействе Max.
Max - это обновленная версия бестселлера Boeing 737, который на протяжении десятилетий был главной рабочей лошадкой для коротких авиаперелетов. Boeing запустил модель в спешке, чтобы догнать европейского конкурента Airbus, чей новый, более экономичный самолет A320neo получал большие заказы.
Торопясь сертифицировать и запустить новые самолеты к 2017 году, Boeing срезал углы при разработке и производстве, что привело к несчастным случаям с Max 8.
Max 8 был самым большим кризисом в истории Boeing. Расследования, проведенные после аварий показали, что компания скрыла недостатки дизайна в ПО для управления полетом от пилотов и регуляторов, в гонке за сертификацией самолетов.
В конце 2019 года этот кризис привел к приостановке использования флота Max на 20 месяцев, что обошлось компании в миллиарды долларов. Это привело к увольнению исполнительного директора и поставило под сомнение авторитет компании Boeing как авиастроителя.
Max был модифицирован, и прошел всестороннее тестирование перед тем, как его повторно сертифицировали и допустили к вылетам. После этого авиакомпании, в том числе Ryanair, разместили новые крупные заказы на Max 8.
Дверная панель (известная также как дверная заглушка), закрывающая в фюзеляже неиспользуемый аварийный выход, оторвалась от самолета компании Alaska Airlines, менее чем через 10 минут после начала полета в пятницу вечером 5 января, оставив зияющую дыру в боковой части самолета.
Следователи заявили, что последствия могли быть намного хуже, если бы это произошло на крейсерской высоте 35,000 футов, а не около 16,000 футов.
В центре внимания нынешнего расследования находится дверная панель, поставляемая бывшей дочерней компанией Boeing, Spirit AeroSystems. Компания Spirit выпускает фюзеляжи и дверные заглушки для Max, а затем поставляет их в Boeing.
Компания Boeing, сославшись на продолжающееся расследование, отказалась комментировать, производится ли повторная переустановка панелей во время окончательной сборки.
Следователи из Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB) заявили, что еще не обнаружили четыре блокирующих болта, которые должны присутствовать на дверной вилке, а также еще не «определили, были ли они там вообще».
Дверная заглушка с правой стороны самолета осталась нетронутой, и NTSB не обнаружил там никаких расхождений с требованиями.
Следователи также выясняют, почему предупреждающие огни на том же самолете выходили из строя 3 раза за месяц перед инцидентом, что привело к тому, что авиакомпания запретила ему долгие перелеты над водой.
Инциденты были описаны NTSB как «доброкачественные». Неясно, были ли они связаны с инцидентом.
FAA запретила вылеты только тем самолетам Max 9, которые установили аварийные дверные заглушки.
По словам Джона Кокса, отставного пилота и руководителя консалтинговой компании Safety Operating Systems, дверные заглушки использовались на Боингах 737 десятилетиями. Они также использовались на более старых моделях серии 737, 737-900ER:
«В этом нет ничего нового. Это имеет смысл, поскольку это позволяет авиакомпаниями использовать различные конфигурации».
Но этот инцидент, по словам Кокса, «привлекает внимание к процессу обеспечения качества Boeing и надежности этого процесса».
Boeing, который объявил о всеобщем собрании компании во вторник, подчеркнул, что безопасность остается ее главным приоритетом.
Хотя следователи четко понимают, что произошло, они еще не знают, почему это произошло. Расследование NTSB сосредоточено на аварии на Аляске, но его все еще могут расширить.
Срок приостановки вылетов остается неясным. Аналитики заявили, что инцидент еще больше может отложить сертификацию новейших моделей Max, Max 7 и Max 10.
Это также может иметь более широкие последствия, в частности, на очень важном для Boeing китайском рынке. Ни одна китайская авиакомпания не заказала поставку новых самолетов Max с момента инцидента в 2019 году.
«Это событие вряд ли поможет бизнесу Boeing в Китае, где правительство еще не одобрило поставку новых самолетов Max китайским авиакомпаниям», - отметил Роб Сталлард из Vertical Research Partners.