IFRS 15 предписывает объединять или разделять отдельные компоненты договора для целей признания выручки. Рассмотрим порядок определения отличимых и не отличимых товаров при идентификации обязанности к исполнению.
Обычно бизнес предоставляет клиентам несколько товаров и услуг одновременно. Например, оператор мобильной связи продает ежемесячный тариф клиенту, который включает в себя целый набор услуг. Эти различные услуги могут оказываться в рамках одного тарифа/договора или могут оказываться по отдельному договору.
В вышеуказанном мобильном тарифе может быть фиксированная ежемесячная плата, которая покрывает как услуги самой связи, так и различные дополнительные услуги.
При применении МСФО (IFRS) 15 компании необходимо объединить или разделить договор на отдельные обязанности к исполнению (англ. 'performance obligations').
При определении обязанностей к исполнению в рамках контракта (или группы связанных контрактов) IFRS 15 требует, чтобы вы рассматривали общее содержание договора, а не юридическую форму.
Ранее МСФО не содержали достаточных указаний по объединению и разделению отдельных компонентов договора. Однако в IFRS 15 содержатся подробные требования и примеры.
Для IFRS 15 ключевым моментом является рассмотрение взаимосвязи между компонентами договора, чтобы определить, являются ли они «отличимыми в контексте договора».
Если отдельные компоненты не считаются отличимыми, они объединяются вместе, чтобы сформировать единую четкую обязанность к исполнению. Чтобы определить отличимость, являются ли товары или услуги, поставщику необходимо будет учитывать ряд факторов (параграфы 27-29), в том числе:
Учитывая количество различных соображений, которые могут повлиять на это определение, этот вопрос, вероятно, будет областью сложных суждений для руководства.
Например, если тарифный план с фиксированной ежемесячной платой продается вместе с мобильным телефоном, - это отличимые товары и услуги, и поэтому их нужно будет «разделить» и рассматривать отдельно как:
Часть общей суммы договора, которая распределяется на мобильный телефон, согласно МСФО (IFRS) 15, должна быть признана сразу, в первый день.
Точный коммерческий/операционный характер предоставляемых услуг или товаров имеет важное значение при определении того, являются ли товары и услуги отличимыми. Нет «общего принципа», даже если речь идет о компаниях, работающих на аналогичных рынках.
Рассмотрим договор на продажу лицензии на программное обеспечение, а также на поддержку этого программного продукта в течение трех лет:
Компания определила, что предоставляемая по договору поддержка необходим для правильной работы ПО и что только поставщик ПО может оказать поддержку.
В этом примере программное обеспечение и компонент поддержки считаются тесно взаимосвязанными и будут объединены вместе как одна обязанность к исполнению.
Компания установила, что, хотя лицензия на программное обеспечение всегда продается с трехлетней поддержкой, данное ПО может нормально функционировать и без этой поддержки.
Более того, поддержка может быть предоставлена и другими поставщиками после истечения начального периода поддержки.
В данном случае ПО и поддержка считаются отличимыми компонентами договора, которые рассматриваются как две отдельных обязанности к исполнению.
То, объединены ли компоненты договора в одну обязанность к исполнению или нет, особенно важно, когда речь идет о сроках признания выручки, поскольку каждая обязанность к исполнению рассматривается отдельно для признания «в момент времени» или «в течение некоторого времени».
Например:
Влияние этих различных шаблонов признания выручки показано ниже:
Год 1 |
Год 2 |
Год 3 |
Итого |
||
---|---|---|---|---|---|
Пример A - Объединенная обязанность к исполнению. |
|||||
Итого: |
1500 |
1500 |
1500 |
4500 |
|
Пример B - Отдельные обязанности к исполнению. |
|||||
Программное обеспечение. |
3000 |
- |
- |
3000 |
|
Поддержка. |
500 |
500 |
500 |
1500 |
|
Итого: |
3500 |
500 |
500 |
4500 |
|
Разница |
(2000) |
1000 |
1000 |
- |