Клиенты имеют законное право на возврат товара, который неисправен, работает не так, как описывает продавец, или непригоден для использования.

Даже если товар не является неисправным (и возможность возврата не гарантирована местным законодательству), многие розничные торговцы по собственному желанию позволяют клиентам возвращать товары в течение определенного периода после продажи. Объем этих возвратов может быть очень высоким, особенно в тех случаях, когда продажи осуществлены через интернет-магазин.

МСФО (IFRS) 15 содержит предписания и руководство о том, как учитывать это право на возврат (параграфы B20-B27), что требует оценки не только количества ожидаемых возвратов товара, но и характера этих возвратов.

Прогнозирование ожидаемых возвратов трудно поддается количественной оценке, и компаниям, возможно, потребуется изменить свои системы управленческого учета и отчетности, с тем чтобы обеспечить наличие информации, необходимой для соответствия учета стандарту IFRS 15.

МСФО (IFRS) 15 определяет (параграф B20) право на возврат (англ. 'right of return') в качестве права, позволяющего клиенту получить:

  • полный или частичный возврат денежных средств (оплаченного возмещения).
  • вычет суммы возврата из других покупок клиента у данного продавца (состоявшихся или ожидаемых покупок)
  • другой товар в обмен возвращенного, или
  • любую комбинацию перечисленного выше.

Здесь важно отметить, что, несмотря на третий пункт этого списка, обмен одного товара на другой похожий товар - того же типа, качества, состояния и по той же цене (например, замена продукта на такой же, но другого цвета или размера) не считается возвратом в соответствии с IFRS 15.

Когда происходит обмен товара, признается выручка на дату первоначальной продажи. Это означает, что оценка ожидаемых возвратов в соответствии с МСФО (IFRS) 15 может быть сложной задачей, учитывая различные методы учета обмена аналогичных и различных товаров.

Как учитывать возврат товара по IFRS 15?

В тех случаях, когда у покупателя есть право на возврат, МСФО (IFRS) 15 требует уменьшения выручки от продаж для отражения стоимости ожидаемого возврата с использованием правил, относящихся к переменному возмещению (англ. 'variable consideration').

Вместо признания выручки для этих ожидаемых возвратов товара, признается обязательство в отношении возврата средств (англ. 'refund liability').

Себестоимость товаров, которые, как ожидается, будут возвращены, также исключается из себестоимости продаж и остается в составе запасов.

В последующие периоды поставщик обновляет свою оценку ожидаемого объема возвратов, регулируя тем самым оценку обязательств по возврату и связанных объемов складских запасов.

Насколько это отличается от старой практики, в соответствии с IAS 18?

Это может быть существенным изменением по сравнению с принятым ранее подходом, особенно если прошлая практика заключалась в том, чтобы признать резерв на возврат товара (в соответствии с IAS 37) только на сумму маржы (валовой прибыли), которая была заработана при первоначальной продаже товаров, которые должны быть возвращены.

Это особенно касается случаев, когда этот резерв признавался в отношении себестоимости продаж, а не сокращения выручки.

Пример влияния новых требований по учету возвратов товара.

Розничная компания продает 100 единиц продукции по цене 10 д.е. Себестоимость единицы продукции составляет 8, а валовая прибыль, соответственно, 2 д.е. на единицу продукции.

Компания предполагает, что 12 товаров будут возвращены на условиях возврата клиенту денежных средств или обмена на другой товар.

Учет по старым правилам

Учет по IFRS 15

Выручка

1,000

(100 \( \times \) 10 д.е.)

880

(100-12) \( \times \) 10 д.е.

Себестоимость продаж

824

(100 \( \times \) 8 д.е.) + (12 \( \times \) 2 д.е.)

704

(100-12) \( \times \) 8 д.е.

Валовая прибыль

176

176

Запасы

-

96

(12 \( \times \) 8 д.е.)

Обязательство по возврату средств

24

(12 \( \times \) 2 д.е.)

120

(12 \( \times \) 10 д.е.)

Хотя валовая прибыль не остается без изменений, выручка, которая, вероятно, является ключевым показателем эффективности (KPI) для руководства компании, может значительно сократиться.

Таким образом, становится очевидно, что после перехода на IFRS 15 оценка ожидаемого объема возвратов имеет критически важное значение, особенно для розничных компаний.