Причины выпуска МСФО (IFRS) 15.

Выручка - важный показатель для оценки финансового положения и финансовых результатов компании пользователями финансовой отчетности. Требования к признанию выручки, ранее содержавшиеся в МСФО (включая стандарты МСФО (IAS) 18 «Выручка» и МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство»), включали ограниченные рекомендации, и их было затруднительно применять к сложным операциям.

Кроме того, ранее содержавшиеся в МСФО требования к признанию выручки отличались от положений ОПБУ США, обе системы стандартов требовали улучшений.

Соответственно, Правление КМСФО (IASB) и национальный разработчик стандартов Совет по стандартам финансового учета США (FASB) начали реализацию совместного проекта по уточнению принципов признания выручки и разработке общего стандарта по признанию выручки для МСФО и ОПБУ США, который устранил бы несоответствия и недостатки ранее применявшихся требований к отражению выручки, обеспечил предоставление более полезной информации для пользователей финансовой отчетности и упростил процесс подготовки финансовой отчетности за счет уменьшения количества требований.

28 мая 2014 г. Правление КМСФО и Совет по стандартам финансового учета США выпустили долгожданный «сближенный» стандарт по признанию выручки для МСФО и ОПБУ США - МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» (Раздел 606 согласно Кодификации стандартов бухгалтерского учета Совета (FASB ASC)).

Цели и основной принцип.

Целью настоящего стандарта является установление принципов, которые компания должна применять для отражения информации, полезной для пользователей финансовой отчетности, в отношении характера, величины, распределения во времени и неопределенности получения выручки и денежных потоков, возникающих по договору с покупателем.

Основной принцип МСФО (IFRS) 15 заключается в том, что компания признает выручку таким образом, чтобы отразить передачу обещанных товаров или услуг покупателям в сумме, соответствующей возмещению, которое компания ожидает и имеет право получить в обмен на эти товары или услуги.

[см. параграф IFRS 15:2]

Сфера применения.

Стандарт по признанию выручки применяется ко всем договорам с покупателями за исключением:

[см. параграф IFRS 15:5]

Пример (1) определения применимости стандарта IFRS 15 к договору с покупателем.

Компания Солевар осуществляет поставки дорожной соли. Неблагоприятные погодные условия могут привести к неожиданно резкому увеличению спроса, а у Солевара не всегда имеются достаточные запасы дорожной соли для того, чтобы сразу удовлетворить этот спрос.

Солевар заключает договор с Соляной компанией, поставщиком дорожной соли в другом регионе, согласно которому каждая из сторон обязуется поставить дорожную соль другой стороне в период локальных неблагоприятных погодных условий, так как они редко случаются в двух регионах одновременно.

Выплаты денежного или иного возмещения сторонами не предусмотрено.

Вопрос:

Регламентируется ли учет данного договора стандартом по признанию выручки?

Ответ:

Нет. Данное соглашение не регламентируется стандартом по признанию выручки, так как в сферу применения стандарта, в частности, не входят операции по обмену активами между компаниями одного направления деятельности для целей увеличения продаж существующим или потенциальным покупателям.

Выручка, которая возникает не в рамках договора с покупателем, а в результате других операций или события, не подпадает под действие стандарта по признанию выручки и должна учитываться согласно требованиям соответствующего стандарта.

Такие операции или события в том числе включают получение и уплату дивидендов, операции, не связанные с обменом, изменение справедливой стоимости биологических активов, инвестиционной собственности и запасов брокеров-трейдеров.

Некоторые договоры включают компоненты, учет которых регламентируется стандартом по признанию выручки, а также другие компоненты, которые подпадают под действие других стандартов (например, договор, который предусматривает аренду и предоставление услуг по техническому обслуживанию).

Компании сначала будут применять руководство по отделению и оценке компонента, содержащееся в других стандартах, а затем положения МСФО (IFRS) 15.

Дата вступления в силу.

Компании должны применять данный стандарт в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2018 г. или позднее. Досрочное применение стандарта разрешается. Если компания применяет настоящий стандарт досрочно, она должна раскрыть соответствующую информацию.

[см. параграф IFRS 15:C1]

Определения.

[см. IFRS 15:Appendix A]

Доход - увеличение экономических выгод в течение отчетного периода в форме поступлений или улучшения качества активов либо уменьшения величины обязательств, которое приводит к увеличению собственного капитала, не связанному с взносами участников капитала.

Выручка - доход, возникающий в ходе обычной деятельности компании.

Договор - соглашение между двумя или несколькими сторонами, которое создает обеспеченные правовой защитой права и обязательства.

Актив по договору - право компании на возмещение в обмен на товары или услуги, которые компания передала покупателю, когда такое право зависит от чего-либо, кроме факта истечения определенного периода времени (например, от выполнения компанией определенных обязательств в будущем).

Обязательство по договору - обязанность компании передать покупателю товары или услуги, за которые компания получила возмещение от покупателя.

Покупатель - сторона, заключившая договор с компанией на получение товаров или услуг, которые являются результатом обычной деятельности компании, в обмен на возмещение.

Обязанность к исполнению - обещание в договоре с покупателем передать покупателю:

  • (a) товар или услугу (или пакет товаров или услуг), которые являются отличимыми; либо
  • (b) ряд отличимых товаров или услуг, которые являются практически одинаковыми и передаются покупателю по одинаковой схеме.

Цена обособленной продажи (или цена самостоятельной продажи) - цена, по которой компания продала бы покупателю обещанный товар или услугу в отдельности (цена продажи соответствующих товаров или услуг как самостоятельных активов).

Цена операции - сумма возмещения, право на которое ожидает получить компания в обмен на передачу обещанных товаров или услуг покупателю за минусом сумм, полученных от имени третьих сторон.

Определения, относящиеся к видам выручки и дохода, не являющегося выручкой

Товары включают товары, произведенные компанией для целей продажи, и товары, закупленные для перепродажи, такие как товарные ценности, закупленные компанией розничной торговли, или земля и иное имущество, удерживаемые для продажи.

Предоставление услуг обычно предполагает выполнение компанией согласованного в договоре задания за согласованный период времени. Услуги могут быть предоставлены в течение одного или более периодов.

Проценты представляют собой плату за использование денежных средств или их эквивалентов, или сумм, подлежащих выплате компании.

Роялти - это плата за использование долгосрочных активов компании, например, патентов, торговых марок, авторских прав и программного обеспечения для компьютеров.

Дивиденды - это распределение прибыли владельцам долевых инвестиций пропорционально их доле в определенном виде капитала.