В свое время локдауны лишили многие предприятия доходов из-за временного закрытия и запрета на ведение деятельности.

Тем не менее, у предприятий по-прежнему оставались активы и связанные с ними расходы. Например, амортизация.

Многие предприятия по-прежнему должны были начислять амортизацию, несмотря на нулевую выручку, и в результате в отчетности отражались огромные убытки.

Можно ли что-нибудь с этим сделать? Рассмотрим некоторые рекомендации для этой ситуации.

Вопрос: Может ли компания прекратить начисление амортизации, если активы простаивают из-за пандемии?

Возьмем для примера транспортную автобусную компанию, большинство клиентов которой являются туристическими агентствами. Из-за локдаунов и ограничений выручка компании значительно снизилась, почти до нуля в некоторых периодах.

Тем не менее, компания продолжила амортизировать автобусы линейным методом со сроком полезного использования 6 лет, и в результате расходы на амортизацию превысили выручку, полученную от эксплуатации автобусов во время локдаунов.

Ответ: Нет, но возможны некоторые обходные решения.

Строго говоря, вы не можете прекратить амортизацию.

Стандарт МСФО (IAS) 16 запрещает прерывать амортизацию, когда актив простаивает (см. параграф IAS 16:55). Поэтому вы не можете прервать ее, даже если не используете автобусы в течение нескольких периодов.

Теперь попробуем взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти выход из ситуации. Это ни в коем случае не творческий учет. Это скорее применение других положений МСФО к вашей конкретной ситуации.

Предупреждение: Эти рекомендации применимы только в контексте определенного типа актива, способа его эксплуатации и т.д. Невозможно применить все эти идеи ко всем активам в целом.

Совет #1: используйте амортизацию производственным методом.

Амортизация должна отражать особенности потребления вашего актива, поэтому иногда уместно использовать производственный метод или метод списания стоимости пропорционально объему продукции (англ. 'units of production method').

Таким образом, используя этот метод, вы не амортизируете свой актив постепенно, с течением времени. Вместо этого вы амортизируете его на основе количества единиц, произведенных этим активом.

Например, штамповочная машина может произвести в общей сложности 10,000 единиц продукции, прежде чем ее потребуется заменить.

В этом случае более целесообразно амортизировать стоимость штамповочной машины на основе производства 10,000 единиц, а не на основе гипотетического срока полезного использования.

Определим исходные данные:

  • Допустим, что в 1-м год вы планируете произвести 5,000 единиц продукции, поэтому вы амортизируете 50% стоимости машины (5,000 / 10,000).
  • Затем, во 2-м году, начались локдауны, и вы были вынуждены временно закрыть свою фабрику. Вы произведете 0 единиц, поэтому в этом году амортизация составит 0% от стоимости машины.

В результате, ваши амортизационные отчисления составляют 0 д.е. во время локдауна. Это то, что вы хотели.

Можете ли вы применить этот метод ко всем активам?

Конечно, нет, потому что большинство активов потребляются в течение определенного времени (например, мебель), а не в зависимости от количества произведенной продукции.

Тем не менее, в нашем примере с транспортной компанией, вполне можно представить, что компания примет политику амортизации автобусов в зависимости от пробега в километрах или милях.

Например, допустим, что стоимость вашего автобуса составляет 100,000 д.е., и вы установили срок полезного использования в 250,000 км. Если пробег составил 0 км из-за локдауна, вы самортизируете 0% его стоимости в течение этого конкретного периода.

Резкая разница видна в следующей иллюстрации:

Пример амортизации автобусов

Линейный метод

Производственный метод

Стоимость:

100,000 д.е.

100,000 д.е.

Срок полезного использования:

6 лет

250,000 км

Амортизация (при простое автобуса):

16,667 д.н.

0 д.е.

Но что, если вы в настоящее время не применяете производственный метод? Смотрите следующий совет.

Совет #2: Пересмотрите срок полезного использования ваших активов.

Параграф IAS 16:51 требует пересмотра срока полезного использования и его изменения как минимум на конец каждого финансового года.

Обратите внимание на оговорку «как минимум». Это означает, что вы можете пересматривать срок чаще, если он меняется.

Теперь задумаемся над вопросом:

Когда правительство объявляет локдаун и все ваши офисы приходится закрыть, не означает ли это, что в это время не изнашивается ваше офисное оборудование, например, мебель?

То есть, можно ли допустить, что срок полезного использования этих активов может стать больше, чем вы предполагали изначально?

Давайте предположим, что локдаун продлится в течение одного года. Офисные активы не используются. Т.е., не используются стулья, столы, ручные сушилки в туалетах и ​​т.д. Можем ли мы считать, что срок полезного использования активов увеличится на 1 год?

Конечно, в этом случае не будет нулевой амортизации, но ваши амортизационные отчисления, безусловно, уменьшатся из-за распределения остаточной стоимости на более длительный срок полезного использования.

Вам не нужно учитывать это изменение ретроспективно (т.е. корректировка прошлых периодов не требуется), просто изменятся отчисления в будущих периодах после этого изменения в бухгалтерской оценке.

Для получения дополнительной информации смотрите МСФО (IAS) 8.

Таким образом, если вы измените бухгалтерскую оценку сразу же после того, как правительство объявит локдаун, вы можете немедленно уменьшить амортизационные отчисления (не дожидаясь начала следующего года).

Это вряд ли идеальный вариант, но он лучше, чем ничего.

Кроме того, вы не можете применить этот подход ко всем активам. Например, некоторые активы устаревают вне зависимости от локдауна, например, компьютеры.

Совет #3: Не меняйте метод амортизации.

В условиях нормальной деятельности линейный метод надлежащим образом отражает потребление активов, таких как автобусы, поскольку руководство может разумно допустить, что автобусы будут проезжать одинаковое количество километров/миль в год.

Тем не менее, локдаун резко меняет ситуацию, и это допущение больше не применимо.

Следовательно, вполне разумно изменить метод амортизации с линейного на производственный, поскольку производственный метод лучше отражает новый порядок потребления актива.

Но!

После того, как вы это сделаете и локдаун завершится, вы вряд ли сможете вернуться к линейному методу, потому что скорее всего не сможете хорошо обосновать, почему менее точный линейный метод внезапно стал лучше отражать потребление автобусов, чем более точный производственный метод.

Так что подумайте.

Что для вас более выгодно?

Резюмируем эти три основных варианта:

Варианты амортизации во время пандемии

1. Измените метод амортизации на производственный метод.

2. По-прежнему используйте
линейный метод и
пересмотрите срок полезного использования активов.

3. Ничего не меняйте

Плюсы

Можно значительно уменьшить амортизационные отчисления во время простоя

Учет не усложняется в будущем, требуется только разовый пересчет

Самый простой вариант

Минусы

Учет усложняется в будущем

Амортизационные отчисления не уменьшаются до нуля

Самый дорогой вариант


1. Измените метод амортизации на производственный метод.

В этом случае у вас будет нулевая амортизация при простое автобусов, но в последующие годы вам нужно будет учитывать пробег каждого автобуса за определенный год, чтобы правильно начислить амортизацию.

Однако, вы не можете применить этот подход только к старым автобусам; вам придется применить его ко всем автобусам, включая новые, которые вы приобретете в будущем.

Таким образом, этот вариант уменьшает ваши амортизационные отчисления до нуля, но в будущем это приведет к более сложному учету.


2. По-прежнему используйте линейный метод и пересмотрите срок полезного использования активов.

Вы можете увеличить срок полезного использования автобусов к моменту введения локдауна, поскольку вы можете справедливо утверждать, что у вас не было износа автобусов во время простоя.

Но этот вариант не снижает ваши амортизационные отчисления до нуля.

С другой стороны, в будущем вам не потребуется более сложный учет, вы продолжаете применять линейный метод и вносите корректировки с помощью одного пересчета.


3. Ничего не меняйте, оставьте все как есть.

Это самый простой вариант, поскольку ничего не делать - проще всего.

Но в большинстве случаев самый простой вариант - самый дорогой. В этом случае это означает наибольшие расходы на амортизацию среди прочих вариантов.