Предположим, что у компании есть на балансе автомобиль, и мы должны определить его справедливую стоимость.

Вы купили машину около 2 лет назад за 50 000 д.е., а затем потратили 10 000 д.е. на тюнинг и модификацию автомобиля.

И вы на самом деле используете эту машину в вашем бизнесе.

Как следует определять его справедливую стоимость в соответствии с правилами МСФО?

Это большой вопрос, поскольку определение справедливой стоимости нефинансовых активов является довольно сложной задачей, и на практике это часто требует множества суждений, поскольку рыночные цены для некоторых активов не всегда известны.

Приведем несколько практических советов.

Правила определения справедливой стоимости по МСФО.

Прежде всего, вы должны изучить стандарт МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», в котором установлены основные принципы того, как определить справедливую стоимость чего-либо.

см. также: IFRS 13 - Как оценивать справедливую стоимость по МСФО?

IFRS 13 также содержит раздел, посвященный нефинансовым активам (см. параграфы IFRS 13:27-33).

Но, что такое справедливая стоимость?

Это цена, которая будет получена от продажи актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки (см. определение в IFRS 13:Appendix A).

Для нефинансовых активов, существует специальное правило:

Справедливая стоимость нефинансовых активов должна отражать наилучшее и наиболее эффективное использование актива с точки зрения участников рынка. (см. параграф IFRS 13:27).

Наилучшее и наиболее эффективное использование актива (англ. 'highest and best use') означает, что участники рынка стремятся максимизировать стоимость актива (или группы активов).

Итак, когда вы оцениваете свой собственный нефинансовый актив, вы всегда должны задумываться о наилучшем и наиболее эффективном использовании этого актива:

Можно ли использовать актив альтернативным образом?

Какой была бы справедливая стоимость актива, если бы мы использовали его по-другому?


Для небольшой иллюстрации, предположим, что вы - девелопер и работаете с земельными участками для промышленного использования. Допустим, вы хотите построить склад и завод на данном земельном участке.

Но многие девелоперы уже начали строить жилые здания на прилегающих землях, так что вы должны подумать о потенциальном использовании вашей земли под жилищное строительство.

Допустим, что стоимость земли промышленного назначения составляет 100 000 д.е., но стоимость той же земли под жилой фонд составляет 140 000 д.е.

Кроме того, вам нужно будет заплатить 10 000 д.е., чтобы получить все соответствующие разрешения для перевода земли в фонд жилищного строительства. Поэтому чистая стоимость земли под жилищное строительство составит: 140 000 д.е. - 10 000 д.е. = 130 000 д.е.

И теперь вы приходите к выводу, что наилучшее и наиболее эффективное использование для земли не промышленное, а жилищное, и его справедливая стоимость составляет 130 000 д.е.

Как правило, вы предполагаете, что текущее использование вашего актива является наилучшим и наиболее эффективным, тем не менее, как показывает приведенный выше пример, этим вопросом нужно задаваться постоянно.

Методы оценки по МСФО (IFRS) 13.

Теперь вернемся к нашему автомобилю.

Итак, предположим, что у вас нет никаких рыночных данных о вашей 2-летней нестандартной тюнингованной машине.

В этом случае вам нужно использовать определенный метод оценки.

IFRS 13 допускает 3 метода оценки (см. параграфы IFRS 13:61-62):

  • Рыночный подход (англ. 'market approach') - здесь определить справедливую стоимость вашей машины на основе рыночных сделок с идентичными или аналогичными машинами. К нашему примеру этот подход неприменим, поскольку сделок с идентичной или аналогичной машиной из-за модификации автомобиля.
  • Доходный подход (англ. 'income approach') - вам необходимо оценить будущие денежные потоки от актива и дисконтировать их, чтобы получить общую приведенную стоимость.
  • Затратный подход (англ. 'cost approach') - или восстановительная стоимость подход, согласно которому справедливая стоимость является сумма, необходимая для замены текущего актива.

Какие метод оценки следует использовать?

Правила МСФО не отдают приоритет какому-либо методу, но вы определенно должны максимально использовать наблюдаемые исходные данные (англ. 'observable inputs') для этих методов (например, рыночные цены) и свести к минимуму использование ненаблюдаемых данных.

Если у вас нет рыночных цен на активы, то опять же, об использовании наблюдаемых исходных данных не может быть и речи. Тем не менее, вы должны использовать тот метод, который подходит для ваших обстоятельств, а иногда вы можете использовать более одного метода.

Конечно, при использовании более одного метода для оценки стоимости актива, может случиться так, что у вас будет несколько разных значений справедливой стоимости.

В этом случае, вы должны разумно взглянуть на эти значения справедливой стоимости и выберите то, которое является наиболее показательной в ваших обстоятельствах.

Это требует множества суждений, и именно поэтому невозможно дать один общий рецепт для определения справедливой стоимости.

Иллюстрация методов оценки МСФО (IFRS) 13.

Проиллюстрируем все вышесказанное на приведенном примере автомобиля.

Предположим сначала, что в настоящий момент машина используется наилучшим и наиболее эффективным образом, поэтому мы не должны принимать во внимание другие альтернативы.

И давайте предположим, что машина может генерировать денежные потоки как самостоятельный актив, поэтому, мы можем также применить доходный подход и затратный подход.

Поскольку автомобиль был значительно модифицирован, было бы не разумно применять рыночный подход.

Опять же, это вопрос суждений, потому что если модификации автомобиля незначительны, то вы можете применить рыночный подход с учетом корректировок стоимости актива.

Давайте предположим, что сначала вы хотите применить доходный подход.

Вы перечисляете все предполагаемые доходы от машины, а также все предполагаемые расходы на поддержание автомобиля в рабочем состоянии, и дисконтируете эти потоки до текущей (приведенной) стоимости - вы получили итоговую справедливую стоимость в размере 75 000 д.е.

Тогда вы хотите также применить затратный подход. Вы должны принять во внимание многие факторы, такие как текущее состояние автомобиля, физический износ, текущая стоимость обслуживания и вы получите стоимость в размере 65 000 д.е.

Какую справедливую стоимость следует выбрать?

Опять же, снова используйте свое суждение.

Затратный подход можно считать более показательным и обоснованным, поскольку он требует меньше суждений и исходные данные менее субъективны, чем при доходном подходе.

При доходном подходе, вы определили приток денежных средств на основе прогнозов, которые также в значительной степени неопределенны (как правило).

С другой стороны, для затратного подхода, вы, вероятно, использовали текущие цены реализации идентичных машин от поставщиков или производителей, поэтому эти исходные данные менее субъективны.

Таким образом, в данном примере можно сделать заключение, что справедливой стоимостью будет сумма в 65 000 д.е., определенная в соответствии с затратным подходом.

Как видите, это очень сложная и субъективная задача, потому что каждая ситуация и актив отличаются, и вы в каждом случае должны применить здравый смысл множество раз.