Порядок раскрытия в финансовой отчетности нформации по операционным сегментам согласно МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» (Программа ACCA ДипИФР).
МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» был опубликован в ноябре 2006 г. Он заменил собой МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность» и вступил в силу для годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2009 г. или после этой даты.
Компания должна раскрывать информацию, позволяющую пользователям ее финансовой отчетности оценить характер и финансовые последствия деятельности, которую ведет компания, и экономической среды, в которой она ведет свою деятельность.
[см. параграф IFRS 8:1]
МСФО (IFRS) 8 применим к отдельной или консолидированной финансовой отчетности компании, чьи долговые или долевые инструменты торгуются на открытых рынках или планируются к выпуску для получения котировки на открытых рынках.
[см. параграф IFRS 8:2]
Операционный сегмент (operating segment) - это компонент компании:
Руководитель, ответственный за принятие операционных решений (chief operating decision maker) - это руководитель, в функции которого входит распределение ресурсов и оценки результатов деятельности сегментов компании (например, генеральный директор, исполнительный директор или руководящий орган).
[см. параграф IFRS 8:Приложение A.]
Примерами операционных сегментов могут являться как подразделения по товарам и услугам, так и подразделения, оперирующие в разных географических регионах.
Главным критерием идентификации операционных сегментов будет структура управления компанией, т.е. то, по какому из направлений деятельности компании руководство получает информацию и принимает решения в первую очередь.
Примером структурного подразделения бизнеса, которое может не быть операционным сегментом, является головной офис компании, который не получает дохода, или корпоративный пенсионный план, который в явном соответствии с МСФО (IFRS) 8 не может являться операционным сегментом.
[см. параграф IFRS 8:5]
Компания обязана представлять в финансовой отчетности отдельную информацию по каждому операционному сегменту, который:
Два или более операционных сегмента могут быть объединены в один сегмент, если:
[см. параграф IFRS 8:11]
Компания должна отдельно раскрывать информацию по операционному сегменту, который соответствует хотя бы одному из нижеперечисленных количественных критериев:
В то же время, если руководство считает, что информация по не отвечающему количественным критериям сегменту будет полезна для пользователей финансовой отчетности, этот сегмент может стать отчетным.
Объединение информации об операционных сегментах, которые не отвечают по отдельности количественным критериям, разрешается только при наличии схожих экономических характеристик, о которых говорилось выше.
Если совокупная внешняя выручка операционных сегментов, выделенных как отчетные, составляет меньше 75 процентов всей внешней выручки компании, необходимо выделять дополнительные отчетные сегменты (даже если они не удовлетворяют количественным критериям) до тех пор, пока суммарная выручка по отчетным сегментам не составит 75 процентов внешней выручки компании.
Информация по операционным сегментам и прочим видам деятельности компании, которые не могут стать отчетными сегментами, должна быть объединена в отдельную категорию «Все прочие сегменты» отдельно от всех других компонентов и позиций сверки сегментных данных с данными финансовой отчетности.
Если операционный сегмент начал отвечать количественным критериям только в отчетном году, сегментная информация по нему должна быть пересчитана и для сравнительного периода, несмотря на то, что в прошлом периоде он не соответствовал критериям отчетного сегмента.
Исключением из данного требования могут быть только отсутствие соответствующей информации и чрезмерные затраты на ее подготовку.
Исходя из 10-процентного критерия, МСФО (IFRS) 8 указывает на максимальное количество отчетных сегментов (десять). Если данное количество достигнуто, компании следует сделать вывод о том, что лимит практического смысла подготовки сегментной отчетности достигнут.
[см. параграф IFRS 8:13]
За каждый из периодов, за который представлен отчет о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе, компания обязана раскрывать следующую сегментную информацию:
[см. параграф IFRS 8:22]
Следующая общая информация должна быть раскрыта в примечаниях:
Отчетные сегменты компании Мультипродукт являются стратегическими бизнес-единицами, которые предлагают отличные друг от друга товары и услуги.
Они управляются по-отдельности, так как каждый бизнес требует различной технологии и маркетинговых стратегий.
Большинство бизнесов было куплено как отдельные юридические лица, и их руководители на момент приобретения остались в компании.
Компания Мультипродукт имеет пять отчетных сегментов: комплектующие к велосипедам, моторные лодки, программное обеспечение, электронные приборы и финансовая деятельность.
Сегмент комплектующих производит детали для замены старых комплектующих велосипедов для продажи розничным дилерам по реализации велосипедов.
Сегмент моторных лодок производит небольшие суда для обслуживания прибрежных курортных зон. Сегмент программного обеспечения занимается разработкой прикладных программ для продажи производителям компьютеров.
Сегмент электронных приборов выпускает интегральные схемы и другие аналогичные товары для реализации производителям компьютеров. Финансовый сегмент отвечает за финансовую сторону деятельности компании, включая финансирование покупок продукции других сегментов и сдачу недвижимости в аренду.
[см. параграф IFRS 8:23]
Компания должна представить оценку прибыли или убытка и суммарных активов по каждому отчетному сегменту.
Компания должна включать в отчетность оценку сегментных обязательств, если она регулярно предоставляется руководителю, ответственному за принятие операционных решений.
Кроме того, если перечисленные ниже данные включаются в оценку прибыли или убытка сегмента, предоставляемых для руководителя, ответственного за принятие операционных решений, или иным образом регулярно ему сообщаются, они также должны быть раскрыты:
Компания должна раскрывать по каждому отчетному сегменту следующие статьи, если перечисленные ниже данные включаются в оценку активов сегмента, предоставляемых для руководителя, ответственного за принятие операционных решений, или иным образом регулярно ему сообщаются, даже если они не включаются в расчет активов сегмента:
Комплектующие к велосипедам |
Моторные лодки |
Программные продукты |
Электронные приборы |
Финансовая деятельность |
ВСЕ прочие |
Итого |
|
---|---|---|---|---|---|---|---|
Выручка от внешних покупателей |
3,000 |
5,000 |
9,500 |
12,000 |
5,000 |
1,000(а) |
35,500 |
Внутрисегментная выручка |
- |
- |
3,000 |
1,500 |
- |
- |
4,500 |
Процентные доходы |
450 |
800 |
1,000 |
1,500 |
- |
- |
3,750 |
Процентные расходы |
350 |
600 |
700 |
1,100 |
- |
- |
2,750 |
Чистые процентные доходы(Ь) |
- |
- |
- |
- |
1,000 |
- |
1,000 |
Амортизация |
200 |
100 |
50 |
1,500 |
1,100 |
- |
2,950 |
Прибыль отчетного сегмента |
200 |
70 |
900 |
2,300 |
500 |
100 |
4,070 |
Прочие существенные неденежные статьи: |
|||||||
Обесценение активов |
- |
200 |
- |
- |
- |
- |
200 |
Активы отчетных сегментов |
2,000 |
5,000 |
3,000 |
12,000 |
57,000 |
2,000 |
81,000 |
Инвестиции в необоротные активы отчетных сегментов |
300 |
700 |
500 |
800 |
600 |
- |
2,900 |
Обязательства отчетных сегментов |
1,050 |
3,000 |
1,800 |
8,000 |
30,000 |
- |
43,850 |
(а) Выручка четырех сегментов, не соответствующих количественным критериям отчетных сегментов. Они включают управление недвижимостью, аренду электронного оборудования, консультационные услуги по программному обеспечению и аренду складских помещений.
(б) Сегмент финансовой деятельности получает большую часть своих доходов от процентов. Руководство в основном оценивает результаты деятельности данного сегмента на нетто-основе. Поэтому процентные доходы и расходы данного сегмента представлены свернуто.
[см. параграф IFRS 8:25]
Оценка каждой статьи, включенной в сегментную отчетность, должна соответствовать оценке, предоставляемой руководителю, ответственному за принятие операционных решений для целей распределения ресурсов на сегменты и оценки результатов их деятельности.
Компания должна представить в финансовой отчетности объяснение оценки сегментной прибыли или убытка, сегментных активов и сегментных обязательств по каждому отчетному сегменту.
Как минимум следует раскрывать следующее:
Учетная политика операционных сегментов совпадает с учетной политикой, описанной в соответствующем разделе финансовой отчетности, за исключением того, что пенсионные расходы каждого сегмента признаются и оцениваются на основе денежных выплат в пользу пенсионного фонда.
Компания Мультипродукт оценивает результаты деятельности сегментов по показателю прибыли или убытка до налогов за вычетом курсовых разниц.
Компания Мультипродукт учитывает межсегментные продажи в той же оценке, что и продажи третьим лицам, а именно по текущим рыночным ценам.
[см. параграф IFRS 8:28]
Компания должна представлять числовые сверки следующих показателей:
Выручка |
$ |
Суммарная выручка отчетных сегментов |
39,000 |
Прочая выручка |
1,000 |
Исключение внутрисегментной выручки |
(4,500) |
Выручка компании |
35,500 |
|
$ |
Суммарная прибыль или убыток отчетных сегментов |
3,790 |
Прочие прибыли и убытки |
100 |
Исключение внутрисегментной прибыли |
(500) |
Нераспределенные статьи: |
|
- поступления от урегулирования судебного дела |
500 |
- прочие корпоративные затраты |
(750) |
Корректировка на пенсионные затраты при консолидации |
(250) |
Прибыль до налогообложения |
3,070 |
|
$ |
Суммарные активы по отчетным сегментам |
79,000 |
Прочие активы |
2,000 |
Исключение дебиторской задолженности от головного офиса |
(1,000) |
Прочие нераспределенные статьи |
1,500 |
Активы компании |
81,500 |
|
$ |
Суммарные обязательства по отчетным сегментам |
43,850 |
Нераспределенные обязательства по пенсионному плану |
|
с установленными выплатами |
25,000 |
Обязательства компании |
68,850 |
Прочие существенные статьи ($)
Итого по отчетным сегментам |
Корректировки |
Итого по компании |
|
---|---|---|---|
Процентные доходы |
3,750 |
75 |
3,825 |
Процентные расходы |
2,750 |
(50) |
2,700 |
Чистый процентный доход (только по финансовому сегменту) |
1,000 |
- |
1,000 |
Инвестиции в активы |
2,900 |
1,000 |
3,900 |
Амортизация |
2,950 |
- |
2,950 |
Обесценение активов |
200 |
- |
200 |
Если компания изменила свою внутреннюю структуру, которая повлекла за собой изменение структуры ее отчетных сегментов, то информация, представленная в предыдущих периодах, должна быть пересчитана, кроме случаев, если отсутствует необходимая для этого информация и затраты на ее получение будут чрезмерными.
Определение невозможности получения информации должно производиться по каждой раскрываемой статье в отдельности.
Если после изменения сегментной структуры компания не смогла выполнить пересчет сегментной информации по предыдущему периоду, она должна представить в периоде, в котором изменилась структура, данные в соответствии и со старой, и с новой сегментацией, кроме случаев, если отсутствует необходимая для этого информация и затраты на ее получение будут чрезмерными.
[см. параграф IFRS 8:31]
Представленный ниже перечень требуемой для раскрытия информации относится ко всем компаниям, применяющим МСФО (IFRS) 8, включая компании, у которых имеется только один отчетный сегмент.
Компания должна раскрывать выручку от внешних покупателей по каждому виду товаров и услуг или по каждой группе аналогичных товаров и услуг, кроме случаев, если отсутствует необходимая для этого информация и затраты на ее получение будут чрезмерными.
Суммы выручки должны быть рассчитаны на основе финансовой информации, использованной при подготовке внешней финансовой отчетности компании.
Компания должна раскрывать следующую информацию по географическим районам кроме случаев, если отсутствует необходимая для этого информация и затраты на ее получение будут чрезмерными:
Предоставленные суммы должны быть рассчитаны на основе финансовой информации, использованной при подготовке внешней финансовой отчетности компании.
Географическая информация ($) |
Выручка(а) |
Необоротные активы |
---|---|---|
США |
19,000 |
11,000 |
Канада |
4,200 |
- |
Китай |
3,400 |
6,500 |
Япония |
2,900 |
3,500 |
Прочие страны |
6,000 |
3,000 |
Итого |
35,500 |
24,000 |
(а) Выручка распределена по странам в соответствии с местонахождением покупателей.
Компания должна раскрывать информацию о степени зависимости от своих основных покупателей.
Если выручка от операций с одним покупателем составляет 10 или более процентов от общей выручки компании, следует раскрыть этот факт, а также суммарную выручку от каждого такого покупателя и указать, к какому сегменту он относится.
Если компании-покупатели находятся под общим контролем одной материнской компании или нескольких одних и тех же акционеров, они должны считаться единым покупателем. То же относится к покупателям, находящимся под общим контролем со стороны государственных органов.
Выручка от одного покупателя продукции сегментов программного обеспечения и электронных приборов компании Мультипродукт составляет приблизительно $5,000 из общей выручки компании.