Государственные учреждения и специальные организации регулируют многие рынки и финансовых посредников, которые в них участвуют. Регуляторы обычно стремятся содействовать справедливым и упорядоченным рынкам, на которых трейдеры могут торговать по ценам, точно отражающим фундаментальную стоимость, и без чрезмерных операционных затрат.

Далее мы рассмотрим проблемы, которые надеются решить финансовые регуляторы, а также цели их регулирования.

К сожалению, некоторые люди будут красть друг от друга, если дать им такую возможность, особенно если вероятность обнаружения мала или если наказание при обнаружении слабое. Число способов, которыми люди могут украсть или присвоить чужое богатство обычно возрастает с увеличением сложности их отношений и асимметрии в их знаниях.

Поскольку финансовые рынки, как правило, сложны, а также потому, что клиенты зачастую гораздо меньше в них разбираются, чем профессионалы, которые их обслуживают, потенциал убытков из-за различных махинаций может быть недопустимо высоким на нерегулируемых рынках.

Таким образом, регуляторы создают системы, которые защищают участников рынков от мошенничества. В принципе, сами клиенты требуют такие системы как необходимое условие ведения бизнеса.

Неискушенные или плохо информированные клиенты могут не знать, как защитить себя. Когда стоимость обучения велика, что часто бывает на сложных финансовых рынках, наличие регуляторов, действующих в общественных интересах, может быть экономически эффективным.

Большая часть потерь клиентов на финансовых рынках, вероятно, связана скорее с небрежностью, чем с прямым мошенничеством.

Большинство клиентов на финансовых рынках используют различных агентов, помогающих им решать вопросы, в которых они недостаточно хорошо разбираются. Эти агенты включают брокеров ценных бумаг, финансовых консультантов, инвестиционных менеджеров и страховых агентов.

Поскольку клиенты, как правило, не имеют много информации о рыночных условиях, им чрезвычайно трудно оценить добавленную стоимость, которую они получают от своих агентов.

Эта проблема особенно сложна, когда эффективность агентов сильно зависит от случайности. В этом случае очень трудно определить, являются ли специалисты опытными или им просто повезло. Кроме того, если агент является хорошим продавцом, клиент не может критически оценить эффективность этого агента.

Эти условия, которые характеризуют большинство финансовых рынков, приводят к тому, что клиенты не способны легко определить, работают ли их агенты честно на них. Они, как правило, несут убытки, если их агенты неквалифицированны или ленивы, или если агенты неосознанно действуют в собственных интересах и интересах своих друзей в ущерб клиентам, что вполне естественно даже для самых честных людей.

Регуляторы помогают решить эти проблемы путем установления минимальных стандартов компетентности агентов и путем введения минимальных стандартов рыночной практики.

Институт CFA также устанавливает стандарты в области управления инвестициями и подготовке отчетности об эффективности инвестиций через свою Программу CFA (Chartered Financial Analyst Program), которую вы изучаете, а также в своих Стандартах GIPS (Global Investment Performance Standards).

В принципе, в регулировании не было бы необходимости, если бы клиенты могли сами определять компетентность агентов и эффективно оценивать их эффективность. Однако на финансовых рынках это сделать очень сложно.

Регуляторы часто действуют, чтобы выстроить одинаковые правила игры для всех участников рынка. Например, во многих странах, торговля инсайдерской информацией о ценных бумагах является незаконной. Это правило не позволяет корпоративным инсайдерам и прочим лицам, имеющим доступ к корпоративной информации, торговать существенной информацией, которая не была опубликована для всех участников рынка.

Цель этого правила заключается в снижении прибыли, которую инсайдеры могли бы извлечь из рынков. Эти доходы будут поступать от других трейдеров, которые понесут убытки, если будут торговать с хорошо осведомленными инсайдерами.

Поскольку трейдеры, как правило, уходят с рынков, когда несут убытки, правила против инсайдерской торговли помогают сохранить рынки ликвидными. Они также предотвращают накапливание информации корпоративными инсайдерами.

Во многих ситуациях, возникающих на финансовых рынках, общие стандарты оказываются выгодными для всех участников. Например, когда все компании регулярно отчитываются о финансовых результатах, это позволяет финансовым аналитикам легко сравнивать компании.

Соответственно, Совет по МСФО (IASB) и американский Совет по стандартам финансовой отчетности (FASB), а также другие подобные организации, устанавливают общие финансовые стандарты, согласно которым должны отчитываться все публичные компании.

Преимущества наличия общих стандартов отчетности привело к усилиям объединить все стандарты финансовой отчетности в единую систему стандартов по всему миру.

Без таких регулирующих правил, инвесторы могут, в конце концов, отказаться вкладывать деньги в компании, которые не отчитываются по общепринятым стандартам, но сама по себе опасность этого оказывает лишь незначительное влияние на компании, которым не нужно привлекать новый капитал.


Регуляторы обычно требуют, чтобы финансовые организации поддерживали минимальный уровень капитала. Эти требования к капиталу служат двум целям.

  • Во-первых, они гарантируют, что компании смогут соблюдать свои договорные обязательства, когда неожиданные движения рынка или плохие решения заставляют их нести убытки.
  • Во-вторых, они гарантируют, что владельцы финансовых организаций несут существенную финансовую ответственность за решения, которые они принимают. Без существенной финансовой ответственности за свои решения, организации часто принимают слишком много рисков и плохие решения о предоставлении кредита другим.

Когда такие организации терпят банкротство, это приводит к значительным расходам у других компаний. Требования к минимальному уровню капитала снижают вероятность того, что финансовые фирмы окажутся несостоятельными, а также смягчают негативные последствия, связанные с несостоятельностью.

В принципе, клиенты и контрагенты финансовой организации могут потребовать поддержания минимального уровня капитала как условие ведения бизнеса с этой организацией, но им гораздо сложнее заставить соблюдать это условие, чем государству, которое может заключать людей в тюрьму.


Регуляторы аналогичным образом регулируют страховые компании и пенсионные фонды, которые дают долгосрочные обещания своим клиентам. Такие организации должны поддерживать адекватные резервы, чтобы обеспечить финансирование своих обязательств.

К сожалению, их руководство склонно недооценивать эти резервы к тому моменту, когда наступают сроки погашения обязательств.

Опять же, в принципе, страхователи и застрахованные работники могут сами регулировать поведение страховых фондов и работодателей, отказываясь заключать с ними договор, если те не пообещают адекватно финансировать свои обязательства.

На практике, однако, знания и время, необходимые для составления и обеспечения соблюдения таких договоров, выходят за пределы возможностей большинства людей. Таким образом, правительство является естественным выбором для решения таких проблем.

Многие регуляторы являются саморегулируемыми организациями или СРО (SROs, self-regulating organizations), которые регулируют своих членов. Биржи, клиринговые центры и дилеры являются примерами саморегулируемых организаций.

В некоторых случаях члены этих организаций добровольно подчиняют себя правилам СРО ради общественного блага.

В других случаях правительства делегируют регулирующие и правоприменительные полномочия СРО, но сами СРО обычно находятся под надзором государственных органов. Биржи, дилерские ассоциации и клиринговые центры часто регулируют своих членов с помощью этих делегированных полномочий.

Устанавливая высокие стандарты поведения, СРО помогают своим членам заручиться доверием своих клиентов. Это также снижает вероятность того, что члены СРО будут нести убытки при работе с другими членами СРО.

Когда регуляторы не могут решить обсуждаемые здесь проблемы, финансовая система не может хорошо функционировать. Люди, которые теряют деньги, не делают сбережений, а заемщики с хорошими идеями не могут финансировать свои проекты.

Точно так же хеджеры уходят с рынков, когда расходы на хеджирование высоки. Без возможности хеджирования производители не хотят специализироваться, потому что специализация обычно увеличивает риск. Поскольку специализация также снижает затраты, производство становится менее эффективным, поскольку производители выбирают менее рискованные технологии.

Экономика, которая не может решить проблемы регулирования, описанные в данном разделе, как правило, менее богата и работает менее эффективно, чем более хорошо регулируемые экономики.

Обобщая все вышесказанное, можно сформулировать следующие цели рыночного регулирования:

  1. контроль мошенничества;
  2. контроль организаторов рынка;
  3. содействие справедливости;
  4. установление взаимовыгодных стандартов;
  5. предотвращение того, чтобы недокапитализированные финансовые организации эксплуатировали своих инвесторов, делая чрезмерно рискованные инвестиции; а также
  6. обеспечение финансирования долгосрочных обязательств.

Регулирование необходимо, потому что предотвращение определенного поведения с помощью рыночных механизмов слишком дорого для людей, которые не обладают достаточными навыками и информацией.

Эффективно регулируемые рынки позволяют людям лучше достигать своих финансовых целей.

Пример 30. Банкротство трейдера.

Вы являетесь главным исполнительным директором брокера, который является членом клирингового центра. Трейдер, который осуществлял клиринг через вашу фирму, обанкротился в полдень, но вы еще не знаете этого, хотя ваше клиринговое соглашение с ним явно требует, чтобы он немедленно сообщил о значительных убытках.

Трейдер знает, что если он займет крупную торговую позицию, цены могут развернуться в его пользу, прежде чем он станет банкротом. Трейдер пытается сделать это и добивается успеха. Вы узнаете об этом позже вечером.

  1. Почему клиринговый центр регулирует своих членов?
  2. Что вы должны сделать с этим трейдером?
  3. Почему клиринговый центр позволит вам оставить себе торговую прибыль трейдера?

Решение для части 1:

Клиринговый центр регулирует своих членов, чтобы гарантировать, что ни один член не будет перекладывать свои расходы на другого члена при неспособности урегулировать сделку.

Решение для части 2:

Вы должны немедленно прекратить ваши клиринговые отношения с этим трейдером и конфисковать его торговую прибыль. Трейдер торговал с помощью капитала вашей фирмы после того, как стал банкротом.

Если бы его стратегия не сработала, ваша фирма понесла бы убытки.

Решение для части 3:

Если бы клиринговый центр не позволил вам оставить себе торговую прибыль трейдера, другие трейдеры могли бы попытаться испробовать ту же стратегию.