Соглашение о продаже с выставлением счета и отложенной поставкой (Bill-and-hold arrangement) имеет место в случаях, когда компания выставляет покупателю счет за товары, готовые к отгрузке, а поставляет товары позднее.

[см. параграф IFRS 15:B79]

В этих случаях компании должны определить факт передачи контроля покупателю, даже если покупатель физически не владеет товарами. Выручка признается на момент передачи контроля над товарами покупателю.

Покупатель получает контроль над продукцией по соглашению о продаже с выставлением счета и отложенной поставкой, когда выполняются все следующие критерии:

  • a) причина заключения соглашения о продаже с выставлением счета и отложенной поставкой должна быть существенной (например, покупатель обратился с просьбой использовать такой вид соглашения, так как у него нет в наличии площадей для хранения товаров или в случае, если ранее заказанные товары еще пока не нужны согласно производственному графику покупателя);
  • b) продукция должна быть отдельно идентифицирована как принадлежащая покупателю;
  • c) продукция должна быть в настоящий момент готова к физической передаче покупателю; и
  • d) у компании нет возможности использовать продукцию или передать ее другому покупателю.

Компания, которая передала контроль над товарами и выполнила критерии соглашения о продаже с выставлением счета и отложенной поставкой, для признания выручки должна рассмотреть вопрос о том, оказывает ли она услуги по хранению в дополнение к предоставлению товаров.

Если да, то часть цены операции должна быть отнесена на каждую из отдельных обязанностей к исполнению (т.е. на товары и услуги по хранению).

Пример (31) учета соглашения о продаже с выставлением счета и отложенной поставкой.

В 2015 г. компания Мой дом Ко заключает договор о поставке 1,000 серебряных столовых наборов ножей Ритейлеру.

В договоре содержатся определенные инструкции от Ритейлера в отношении того, когда и куда должны быть поставлены наборы.

Мой дом Ко должна поставить наборы в январе 2016 г. на дату, указанную Ритейлером. Ритейлер ожидает, что у него будет достаточно полочного пространства на момент поставки.

На 31 декабря 2015 г. у компании Мой дом Ко имеются запасы в размере 1,200 серебряных столовых наборов ножей, включая 1,000, предназначенную для договора с Ритейлером.

1,000 наборов хранится вместе с другими 200 наборами ножей, которые все являются взаимозаменяемой продукцией, однако Мой дом Ко не намерена снижать уровень своих запасов ниже 1,000 наборов.

Вопрос:

Когда Мой дом Ко должна признать выручку в отношении 1,000 наборов, подлежащих поставке Ритейлеру?

Ответ:

Мой дом Ко не должна признавать выручку до тех пор, пока не будут выполнены критерии соглашения о продаже с выставлением счета и отложенной поставкой или она не будет физически владеть товаром и будут выполнены все критерии, относящиеся к передаче контроля.

Хотя причина заключения соглашения о продаже с выставлением счета и отложенной поставкой является существенной (отсутствие полочного пространства), другие критерии не выполняются, так как наборы, произведенные для Ритейлера, не отделены от других наборов.

Консигнационные соглашения.

Некоторые компании поставляют товары дистрибьютору, однако сохраняют контроль над товарами до наступления заранее определенного события.

Такие поставки известны как консигнационные соглашения (consignment arrangements). Выручка не признается в момент поставки продукта, если продукт остается на консигнации.

[см. параграф IFRS 15:B77]

Признаки консигнационного характера соглашения включают в том числе следующие:

  • (a) продукция контролируется компанией до наступления определенного события, например, продажи продукции покупателю дилера или до истечения определенного периода времени;
  • (b) компания имеет возможность требовать возврата продукции или передачи продукции третьей стороне (например, другому дилеру); и
  • (c) у дилера отсутствует безусловное обязательство в отношении оплаты продукции (но при этом он может быть обязан внести задаток).